Уже на второй неделе после осуществления Постижения Будда стал обдумывать обусловленное возникновение. Это описывается тремя наставлениями в Удане: Уд 1.1, Уд 1.2, Уд 1.3.
Когда есть это, есть то, от возникновения этого возникает то, когда этого нет, нет и того, от прекращения этого прекращается то, а именно: от неведения в качестве условия - волевые конструкции, от волевых конструкций в качестве условия - сознание, от сознания в качестве условия - умственно-телесное, от умственно-телесного в качестве условия - шесть сфер чувств, от шести сфер чувств в качестве условия - соприкосновение, от соприкосновения в качестве условия - ощущение, от ощущения в качестве условия - жажда, от жажды в качестве условия - привязанность, от привязанности в качестве условия - пребывание, от пребывания в качестве условия - рождение, от рождения в качестве условия возникают старость, смерть, печаль, плач, [физическая] боль, [умственные] муки, отчаяние.
Таково возникновение всей этой массы страданий.
От безостаточного затухания и прекращения этого самого неведения прекращаются волевые конструкции, от прекращения волевых конструкций прекращается сознание, от прекращения сознания прекращается умственно-телесное, от прекращения умственно-телесного прекращаются шесть сфер чувств, от прекращения шести сфер чувств прекращается соприкосновение, от прекращения соприкосновения прекращается ощущение, от прекращения ощущения прекращается жажда, от прекращения жажды прекращается привязанность, от прекращения привязанности прекращается пребывание, от прекращения пребывания прекращается рождение, от прекращения рождения прекращаются старость, смерть, печаль, плач, [физическая] боль, умственные муки, отчаяние.
Таково прекращение всей этой массы страданий.
Строфы из них входят в поминальную церемонию, разбираются в комментарии к удане и виная питаке.
Когда встал вопрос учить или не учить, Будда подумал, что обусловленное возникновение наряду с ниббаной трудно узреть (МН 26):
Такому поколению, наслаждающемуся пристрастием, восхищающемуся пристрастием, радующемуся пристрастию, этот аспект трудно узреть, а именно, обусловленность одного другим, обусловленное возникновение.
И этот аспект [ему] также трудно узреть, а именно: успокоение всех волевых конструкций, оставление всех опор бытия, разрушение жажды, затухание, прекращение, ниббану.
В ДН15 Будда говорит, что это учение является глубоким (сложным) и выглядит глубоким:
Это обусловленное возникновение, Ананда, глубоко и выглядит глубоким.
Из-за непонимания и непостижения этого явления эти люди подобны спутанному мотку, перепутанному клубку, переплетённым травинкам и тростинкам, и не выходят за пределы низких миров, дурных уделов, миров страданий, круга перерождений.
В МН9 (конспект) дост. Сарипутта объясняет понимание обусловленного возникновения как способ достичь ниббаны. Факторы кратко объясняются в сутте и подробно разбираются в комментарии.
В ДН15 Будда даёт альтернативное, более короткое определение обусловленного возникновения, в котором отсутствуют факторы неведения, волевых конструкций и 6 сфер чувств:
Если спросят: "Есть ли наблюдаемое условие для старости и смерти?", следует ответить "есть".
Если спросят: "От чего в качестве условия [возникает] старость и смерть?", следует ответить: "От рождения в качестве условия [возникает] старость и смерть".
Если спросят: "Есть ли наблюдаемое условие для рождения?", следует ответить "есть".
Если спросят: "От чего в качестве условия [возникает] рождение?" следует ответить "От пребывания в качестве условия [возникает] рождение".
Если спросят: "Есть ли наблюдаемое условие для пребывания?", следует ответить "есть".
Если спросят: "От чего в качестве условия [возникает] пребывание?", следует ответить: "От привязанности в качестве условия [возникает] пребывание".
Если спросят: "Есть ли наблюдаемое условие для привязанности?", следует ответить "есть".
Если спросят: "От чего в качестве условия [возникает] привязанность?", следует ответить: "От жажды в качестве условия [возникает] привязанность".
Если спросят: "Есть ли наблюдаемое условие для жажды?", следует ответить "есть".
Если спросят: "От чего в качестве условия [возникает] жажда?", следует ответить: "От ощущения в качестве условия [возникает] жажда".
Если спросят: "Есть ли наблюдаемое условие для ощущения?", следует ответить "есть".
Если спросят: "От чего в качестве условия [возникает] ощущение?", следует ответить: "От соприкосновения в качестве условия [возникает] ощущение".
Если спросят: "Есть ли наблюдаемое условие для соприкосновения?", следует ответить "есть".
Если спросят: "От чего в качестве условия [возникает] соприкосновение?", следует ответить: "От умственно-телесного в качестве условия [возникает] соприкосновение".
Если спросят: "Есть ли наблюдаемое условие для умственно-телесного?", следует ответить "есть".
Если спросят: "От чего в качестве условия [возникает] умственно-телесное?", следует ответить: "От сознания в качестве условия [возникает] умственно-телесное".
Если спросят: "Есть ли наблюдаемое условие для сознания?", следует ответить "есть".
Если спросят: "От чего в качестве условия [возникает] сознание?", следует ответить: "От умственно-телесного в качестве условия [возникает] сознание".
Там же даются определения этим факторам.
В МН38 объясняется, что рождение обуславливает развитие способностей восприятия. В поле этих способностей восприятия начинают попадать объекты чувств. Он становится очарован приятными объектами чувств и испытывает недовольство неприятными. Он наслаждается ощущениями и у него возникает наслаждение. Любое наслаждение ощущениями является привязанностью. Она порождает пребывание, а оно в свою очередь порождает рождение. Рождение порождает старость и прочее.
В СН12.11 описывается как жажда обуславливает 4 вида питания (вместо пребывания, рождения и старости/смерти как в обычной формуле).
Большое и подробное объяснение всего процесса даётся в 17 главе Висуддхимагги. Составлен конспект этого материала в виде таблицы.
Последовательность из 12 качеств, которые от страданий приводят к освобождению в СН12.23 (конспект работы ББ по этому тексту).
- Оставить комментарий
- 75 просмотров