Приход к прибежищу в трёх драгоценностях

Опубликовано khantibalo от

Приход к прибежищу (принятие прибежища) в трёх драгоценностях является тем, что делает человека мирским последователем Будды.

5. Mahānāmasuttaṃ

Сидя в одной стороне сакья Маханама обратился к Благословенному с такими словами: "Почтенный, каким образом некто является мирским последователем?"
Маханама, в случае, когда некто пришёл к Будде как к прибежищу, пришёл к Дхамме как к прибежищу, пришёл к Сообществу как к прибежищу, он является мирским последователем.

Понятие "мирской последователь Будды" подробно разбирается в комментарии к МН4 - там же разбирается стандартная формула из сутт, которую зачитывает слушатель наставления Будды, провозглашая себя его мирским последователем.

Качества трёх драгоценностей подробно разбираются в 7 главе Висуддхимагги.

Сам акт прихода к прибежищу подробно разбирается в комментарии к МН4 (там приведён перевод Нянапоника тхеры с переводом на русский), аналогичный текст также находится в комментарии к ДН2 (там приведён перевод ББ).

В настоящее время распространена церемония с участием монахов и мирян, когда монахи зачитывают формулу, а миряне повторяют за ними. Ошибочные взгляды, возникающие на основе её, разобраны в статье на нашем сайте.


Определение

Объясняя приход к прибежищу комментарии выводят смысл слова "прибежище" от слова, означающего "уничтожает". Говорится, что прибежище уничтожает и рассеивает страх, тревогу, страдание, дурной удел и загрязнения. Под прибежищем здесь следует понимать 3 драгоценности.

Приход к прибежищу в комментариях определяется как умственное состояние:

Saraṇagamanakathāvaṇṇanā

Прибеганием к прибежищу является возникновение умственного состояния, свободного от пороков, с убеждённостью и приверженностью к ним [Трём Драгоценностям] в форме принятия их наиболее ценными (направляющим идеалом).
Обладая им существо прибегает к прибежищу с помощью возникновения умственного состояния, объяснённого выше: "эти три прибежища являются моим прибежищем, они наиболее ценны". Смысл в том, что он так подходит к ним.

Из этого определения следует, что перевод "принятие прибежища" также возможен.

Подкомментарий к ДН2 даёт анализ этой фразы (тут и тут)

Виды

Тот, кто достиг благородного пути (вхождения в поток и остальных), осуществляет надмирской приход к прибежищу. Оно полностью уничтожает любые загрязнения, которые могут оставаться на приходе к прибежищу (khantibalo: видимо неправильное понимание составляющих или неуверенность в 3Д).

Все остальные люди осуществляют мирской приход к прибежищу. В этом случае происходит временное подавление загрязнений, остающихся на их приходе к прибежищу. Этот приход состоит в убеждённости в трёх предметах прибежища и исправлении взглядов, которое входит в 10 благотворных поступков. Люди обретает убеждённость в 3Д: Будда полностью постигший, Дхамма хорошо рассказана, Сообщество вступило на хороший путь (хорошо практикует).

Мирской приход к прибежищу бывает 4 видов:

Saraṇagamanakathāvaṇṇanā

Здесь предание себя в руки является преданием себя Будде и прочему: "С сегодняшнего дня предаю себя Будде, Дхамме и Сообществу".
Принятием направляющего идеала называется следующее: "С сегодняшнего дня Будда мой направляющий идеал, Дхамма мой направляющий идеал, Сообщество мой направляющий идеал. Считайте меня таковым.".
Принятием статуса ученика называется следующее: "С сегодняшнего дня я ученик Будды, Дхаммы и Сообщества. Считайте меня таковым".
Преклонением называется следующее высшее склонение: "С сегодняшнего дня я буду выражать почтение, уважение/вставание, складывать руки в жесте уважения и почитание только трём предметам - Будде и прочему. Считайте меня таковым".

Приход через преклонение также бывает 4 видов. Комментарий говорит, что только когда он делается путём преклонения перед заслуживающим даров, он считается приходом к прибежищу. Преклонение перед кем-либо из-за страха, перед учителем или родственником приходом к прибежищу не является.

И наоборот, если принявший прибежище в 3Д преклоняется перед родственником с мыслью "он мой родственник" учителем мирских знаний  или правителем из-за страха, прибежище в 3Д не нарушено.

Плоды

Плодами надмирского прихода к прибежищу являются 4 плода отшельничества - плод вхождения в поток ... плод архатства. Также прекращение страданий. Кроме того, этот плод выражен в следующем фрагменте:

Saraṇagamanakathāvaṇṇanā

Ведь сказано: "Монахи, это невозможно, такого не может быть, чтобы обладающий взглядом (прозрения) человек стал относиться к чему-то конструированному как к постоянному, как к приятному, к какому-либо явлению как к личности/личному, лишил жизни мать, отца, араханта, из злонамеренности пролил кровь Татхагаты, расколол монашескую общину, поступил в ученики другому учителю. Такой возможности нет."

Плодами мирского прихода к прибежищу является благое перерождение и богатство. В АН9.20 говорится, что плод прихода к прибежищу превосходит плоды многих других благодеяний, таких как строительство монастыря и учеников Будды и совершение подношения Будде вместе с двумя общинами.

Загрязнение

Приход к прибежищу загрязняется неведением, неуверенностью, неправильным пониманием и прочим. В этом случае оно не блистает и не имеет широкого влияния.

Нарушение

Если происходит приход как к прибежищу к другому учителю, учению или сообществу одним из вышеперечисленных способов, это будет иметь неблагоприятные последствия и заслуживает порицания.

Мирской приход к прибежищу нарушается в момент смерти, в этом случае порицания он не заслуживает и неблагоприятных последствий не имеет.

Тот, кто пришёл к прибежищу надмирским способом не может ни в одной жизни прийти к прибежищу к кому-либо другому кроме 3Д.