Сверхспособности

Опубликовано khantibalo от

Объяснению сверхспособностей в Висудхимагге посвящена 12 и 13 глава.

Исследуя сверхспособности в Висуддхимагге говорится, что их развитие является развитием собранности ума. И когда у практикующего так развита собранность, он не только обретает эти способности, но ему становится легче развивать мудрость прозрения.

Развивать сверхзнания может тот практикующий, который достиг четвёртого уровня поглощённости на касине земли и других.

Сверхспособности разбираются не совсем в том порядке, как в сутте.

1. Различные виды сверхспособностей


Формула в ДН2
В висудхимагге говорится, что для осуществления сверхспособности "был одним стал многим" практикующий должен обрести 8 достижений в каждой из восьми касин, начиная с белой касины (4 элемента: земля, вода, огонь, воздух и 4 цвета: синий, жёлтый, красный, белый).
Он также должен управлять своим умом 14 способами:
1. в прямой последовательности касин - достижение джханы в касине земли, потом в касине воды и т.п.
2. в обратной последовательности касин - джхана на касине белого и т.д. до касины земли
3. в прямой и обратной последовательности касин - от земли до белого, от белого до земли
4. в прямом порядке джхан - от первой джаны тонкотелесного мира до последней бестелесного мира
5. в обратном порядке джхан - от последней бестелесной до первой тонкотелесной
6. в прямом и обратном порядке джхан - от первой джаны тонкотелесного мира до последней бестелесного мира и назад
7. пропуская джханы - первая джхана на касине земли, третья на ней же, сфера безграничного пространства, сфера отсутствия чего бы то ни было
8. пропуская касины - первая на земле, первая на касине огня, первая на ксине синего, первая на касине красного
9. пропуская джханы и касины - первая на касине земли, третья на касине огня, сфера безграничного пространства через касину синего, сфера отсутствия чего бы то ни было на касине красного
10. замена факторов - первая на касине земли и остальные на ней же
11. замена предмета - первая на касине земли, она же на касине воды и т.д.
12. замена факторов и предметов - первая на касине земли, вторая на касине воды, третья на огне и т.д.
13. определение факторов - первая пятифакторная, вторая трёхфакторная, третья и 4 двухфакторная, прочие аналогично 4
14. определение предмета - определение только предмета "это касине земли" и т.п.

Далее в Висудхимагге говорится о крайней трудности проделать предварительную работу (для каждой касины своя? Земля, земля для первой?) , породить представление, расширить представление, обуздать свой ум вышеперечисленными 14 способами, проделать трансформацию с помощью сверхсил, быстрое реагирование после трансформации. Каждый из этих пунктов достигается одним из 100 или из 1000.

При этом будды, паччекабудды, старшие ученики и другие, кто имеет за плечами многие жизни усилий, приобретают возможность использовать эти сверхспособности в момент достижения архатства, без необходимости развивать их как описано выше.
Остальным необходимо заниматься практикой этих 14 и также практиками, позволяющими сделать ум податливым.
Условием является достижение 4 джханы и в сутте описывается каким должен быть ум, чтобы развивать эти сверхспособности.

Для применения сверхпособностей он направляет ум предварительной работы с целью достижения различных сверспособностей, он направляет его в направлении сверхспособностей, уводя его от касины, которая была предметом.
В сутте показано их большое разнообразие.

Будучи одним становится многим
он становится сотней или тысячей
он исполняет
- 4 уровня - 4 джханы. естественным уровнем для сверхспособностей является 4 джхана
- развитие четырёх основ сверхсил (могущества): энтузиазм, усердие, чистота ума, исследование
- восемь шагов - связаны с 4 основами сверхсил в комбинации с собранностью ума, с единением ума
- 16 корней сверхсил - из Пати.М.: ум без восхищения не колеблется от возбуждения, поэтому он непоколебим. и т.д.
- устремляется со знанием.

выполнив все пункты он входит в джхану как основу сверхзнания и выходит из неё. Он выполняет предварительную работу: "пусть меня станет 100, пусть меня станет 100", после этого он снова входит в джхану как основу сверхзнания, выходит из неё и устремляется. Его становится 100 вместе с устремляющимся умом. Может потребоваться ещё одно повторение.
Для иллюстрации этой сверхспособности приводится история из АН про Чула Пантхаку. Его брат достиг архатства, после чего постиг младшего брата. Он дал ему строфу заучить, но тот так и не смог и старший брат его выгнал из монастыря.
Будда узнал об этом и придя к младшему брату сказал, что нельзя назвать бесполезным того, кто не может прочитать строфу. Будда создал тряпочку и дал её младшему брату с указанием тереть её и читать "очищение грязи, очищение грязи". Чула пантхака понял, что тело нечисто и путём перехода на 5 совокупностей достиг знаний близких вхождению в поток. Будда зачитал строфу и Чула Пантхака достиг архатства с толкующими знаниями и сверхзнаниями.
Когда за ним послали в монастырь, он создал копии себя, так что посланник вернулся и доложил об этом Будде.
Копии обычно выглядят и делают то же, что и оригинал, но возможно сделать и копии, отличающиеся от оригинала и делающих другие дела.
Чтобы снова стать одним он должен войти в обычную джхану, выйти из ней и выполнить предварительную работу "пусть я буду один". Но также может просто истечь время.

Появляется и исчезает
Чтобы сделать себя видимым (появиться) он выходит из обычной джханы и обращает ум "пусть тёмное станет светлым" и т.п. Он выполняет предварительную работу и устремляется выше описанным способом. Всё исполняется вместе с устремлением.
Это чудо демонстрировал сам Будда.

Чтобы сделать себя невидимым он выходит из обычной джханы и обращает ум "пусть этот свет станет темнотой", "пусть нескрытое станет скрытым" и т.п. Затем он делает предварительную работу и устремляется выше описанным способом.

Беспрепятственно проходит через стены и прочее
Чтобы это сделать нужно войти в джхану на касине пространства, выйти и проделать предварительную работу определив о стене или другом препятствии "пусть будет пространство". Для него предмет становится пустым и он может пройти через него.

Погружается и всплывает из земли
Чтобы это сделать надо достичь джханы на касине воды и выйти из неё. Затем проделать предварительную работу, определяя так "пусть земля в этом месте будет водой" и устремиться как было описано. Определённое им пространство земли становится только водой. Вот там он погружается и всплывает.
Можно также и другие жидкости, можно намокать, а можно не намокать.
Можно только для себя, можно и для других.

Ходит по воде
Чтобы это сделать надо достичь джханы на касине земли и выйти из неё. Затем проделать предварительную работу определив так: "пусть вода на этой территории станет землей"  и устремиться как было описано. Определённое им пространство воды становится только землёй. По ней он ходит.
Можно не только землю, но и другие твёрдые предметы.
Можно только для себя, можно и для других.

Сидя со скрещенными ногами
Чтобы это сделать надо достичь джханы на касине земли и выйти из неё. Нужно определить область размером с сидение и устремиться как было описано "пусть это будет землёй". На этом он может сидеть или по этому ходить.

Летает по воздуху
Необходимо достижение божественного зрения, чтобы видеть горы, деревья и прочее.
Нужно войти в обычную джхану, выйти из неё и проделать предварительную работу "пусть это будет пространством" и устремиться.

Касается луны и солнца
Это достигается через джхану, которая была основой сверхзнания. Без касины. Он обращает ум к луне и солнцу, обратив, устремляется "пусть они будут на расстоянии вытянутой руки" и так и происходит.

Обладает властью над телом, распространяющуюся до мира Брахмы.
В Висм. объясняется, что он обладает властью над собой в мире Брахмы с помощью тела.
В Патис. магге даётся объяснение, что этот практикующий, желая отправиться в мир Брахмы, устремляется "пусть он будет рядом" и он становится рядом. То же самое "пусть он будет далеко". С помощью божественного зрения он видит облик этого Брахмы. С помощью божественного слуха он слышит его голос. С помощью охвата ума он понимает его ум.
Желая отправиться в мир брахмы с телом, он преобразовывает ум, чтобы он соответствовал телу. Он приходит к распознаванию блаженства и распознаванию света и отправляется в мир брахмы с видимым телом. Его физическое тело становится лёгким как комок хлопка.
Также он может отправиться в мир брахмы с невидимым телом.
Он создаёт тонкое тело перед брахмой, созданное умом, имеющее все способности. Копия делает то же, что и оригинал.
Способ достижения следующий: выйдя из обычной джханы он направляет ум на далёкий мир или мир брахмы "пусть он будет рядом", направив и выполнив предварительную работу, он снова входит в достижение и затем устремляется с помощью знания "пусть он будет рядом".
При обуздании Ангулималы Будда воспользовался этой способностью, чтобы преследуя его Ангулимала был далеко.
Также практикующий может сделать малое большим и наоборот, сладкое несладким и т.п.

Тот, кто желает принять другой облик, должен устремиться к тому, что он желает, например к облику юноши. Затем он должен [войти] и выйти из 4 джханы как основание для сверхзнания, предметом которой является касина земли или другая и должен обратить ум к собственному облику юноши. Обратив ум и выполнив предварительную работу он должен снова войти и выйти  из достижения и устремиться "пусть я буду таким-то юношей".
Эту сверхспособность использовал Дэвадатта.

2. Создание тела с помощью ума

Принцип похож на обладание властью над телом.

Практикующий должен выйти из обычной джханы и обратить ум как выше описано и устремиться "пусть оно будет пустым" и оно становится пустым. Затем он обращает ум на другое дело внутри его и выполнив предварительную работу как уже было описано устремляется "пусть будет другое тело внутри его". Затем он вытаскивает его как тростинку из кожуры или как меч из ножен.

3. Божественный слух

Он должен войти в джхану как основу сверхзнания и выйти из неё. С состоянием ума, относящимся к собранности предварительной работы он должен обратить ум к грубым звукам на расстоянии слышания. Затем он должен переходить к более тонким звукам. Он должен уделять внимание признаку звука в 10 направлениях. Он должен уделять внимание признаку грубого и тонкого звука.
Направлять внимание на признак надо следующим образом "сейчас появится божественный слух". Далее происходит последовательность, заканчивающаяся состоянием ума в 4 джхане. Знание, возникающее с этим состоянием ума и есть божественный слух. Затем следует постепенно увеличивать размер "я буду слышать звуки в этой области".

4. Охватывание чужого ума своим умом.

Это знание обретается через божественное зрение, составляющее его предварительную работу. Монах должен распространить свет и искать тип ума другого человека, наблюдая божественным зрением цвет его крови в сердце.
Если на уме радость, кровь красная, если печаль - чёрная и т.п.
Постепенно можно освоить и постижение состояний ума на уровне тонкотелесного и бестелесного мира.

5. Знание прошлых жизней

Нужно уйти в ритрит и после приёма пищи войти в 4 джханы и выйти из 4 джханы как основы сверхзнания. Затем следует обратить ум к последнему действию - усаживанию с этой целью, потом на подготовку сидения и т.п. в обратную сторону, произошедшие за день и ночь.
Если что-то не ясно, войти в обычную джхану, выйти и обратить ум.
Затем то же самое на события 2 дня назад и т.д. до года. Отмотав до рождения следует направить ум на умственно-материальное в момент смерти в прошлой жизни. Если не получается, входить и выходить из джханы, после чего повторять.
Когда удаётся выйти за момент ума воссоединения, происходит последовательность заканчивающаяся умом в 4 джхане, знание сопутствующее ему и есть знание воспоминания прошлых жизней.
Подробно описываются мировые циклы, как они начинаются и заканчиваются, цитируется сутта 7 солнц.

6. Знание смерти и рождения согласно поступкам

Основой здесь является божественное зрение.
Монах направляет свет вниз в направление ада и видит существ, испытывающих ужасные страдания. Затем он направляет внимание "из-за каких поступков они страдают?". У него появляется знание "вот из-за таких-то". То же самое при направлении света вверх.

Далее рассматривается фрагмент, согласно которому практикующий понимает кто где переродится.
Даётся большое исследование порицания благородных и что делать, если выражено порицание и выразивший его хочет избежать негативных последствий.

7. Божественное зрение

Желающий обрести такую возможность, должен заниматься практикой на одной из касин, лучше всего касина света и достичь на ней сосредоточения доступа. Свет следует расширять оттуда. Но он будет пропадать, поэтому нужно снова и снова входить в обычную джхану, выходить и распространять свет. Со временем свет будет оставаться в ограниченной им области "пусть там будет свет".

4 основы сверхспособностей

Bhāvitaiddhipādo

Здесь монах развивает основу сверхспособностей, состоящую в наделённом усилием воли сосредоточении желания.
Он развивает основу сверхспособностей, состоящую в наделённом усилием воли сосредоточении усердия.
Он развивает основу сверхспособностей, состоящую в наделённом усилием воли сосредоточении ума.
Он развивает основу сверхспособностей, состоящую в наделённом усилием воли сосредоточении исследования.