Надмирское обусловленное возникновение

Опубликовано khantibalo от 11 апреля, 2018 - 18:31

Конспект работы Бхиккху Бодхи, посвящённой наставлению о способствующих условиях (СН 12.23).

Это наставление применяет принцип обусловленности к вопросу освобождения от страданий. Оно связывает цепь, приводящую к страданию с цепью, приводящей к освобождению.

Последовательность, приводящая к освобождению, даётся в обратном порядке:

  1. знание прекращения влечений
  2. освобождение
  3. бесстрастие
  4. пресыщение
  5. знание и видение в соответствии с действительностью
  6. собранность ума
  7. счастье
  8. расслабление (спокойствие)
  9. восторг
  10. радость
  11. доверие
  12. страдание

То, что обе цепи выражаются в прямом и обратном порядке, имеет свой смысл: путь ведёт к достижению цели и цель придаёт форму и содержание пути.

Страдание

Первая цепь, порождающая страдание, даётся с небольшим отличием - в ней последним звеном выступает страдание. Обычно на этом месте ставится старость и смерть, и также связанные с ней явления - печаль, плач и прочие. Обычно вся эта масса страданий породит то самое неведение, что стоит в начале цепи, позволив ей совершить новый оборот. Здесь вместо этого приводится страдание с целью показать, что будет приведён не новый цикл обычной цепи, а нечто, что прервёт её прямой ход. Это страдание порождает доверие - первое звено второй цепи.

То, что страдание является способствующим условием для доверия, соответствует тому толчку, которое страдание даёт в сторону духовного поиска. Это означает, что духовный поиск не возникает сам по себе в естественном процессе, он требует пойти против течения склонностей к наслаждению и расширению понятия я/моё. Страдание показывает сущностную незащищённость человека и хрупкость его жизни. Оно заставляет провести переоценку ценностей и возникновении новой шкалы, независимой от отношения к себе. Также оно открывает нас к возможности наличия невидимого устройства и взаимосвязей, в котором может возникнуть новая система ценностей, противоположная старой со своими вознаграждениями.

Мы можем реагировать на страдания нездраво - путём избегания, попыток уничтожения причин и проч, или здравым путём - с помощью терпения и смелости, и пытаемся решить проблему реалистичным путём. Но ни того ни другого способа не достаточно для серьёзной внутренней перестройки. Она происходит только тогда, когда страдание признаётся симптомом более глубокого заболевания, требующего радикального лечения. Сюда также входит понимание, что причина страдания находится внутри нас и лекарство должно искоренить её именно там.

Такое понимание зависит от принятия нового взгляда, позволяющего признать все разнообразные виды страдания. Страдание принимает три формы: (1)  физическое страдание (боль, болезнь), (2) психологическое страдание - от разлучения с приятным и т.п., (3) неудовлетворённость, зашитая в самом круге бытия. Эти три формы взаимосвязаны - последние служат основой для первых. Вершина понимания состоит в признании источником страданий всех пяти присваиваемых совокупностей. Для вступления на путь это должно быть распространено на всё - это соответствует заключению, что мы погружены в эти разнообразные страдания. Только тогда мы готовы положить им конец.

Доверие

Поскольку именно страдание толкает нас искать путь к освобождению от него, в рассматриваемом наставлении о нём говорится как о способствующем условии для доверия. Однако само столкновение со страданием недостаточно чтобы породить доверие. Доверие возникает благодаря признанию страдания и встрече с учением, которое провозглашает путь к освобождению. Чтобы доверие стало основой для духовного развития, оно должно найти почву, которая поддержит его стремление к освобождению (см. также метафору с семенем в касибхарадваджа сутте - u.k.). В буддизме эта почва представляет собой три драгоценности - Будда, Дхамма (здесь сводится к доктрине) и Сообщество (здесь сводится к последователям вообще). Прежде чем доверять им в духовных вопросах, следует проверить, заслуживают ли они доверия: можно ли доверять учителю, не является ли противоречивым учение, надёжны ли последователи. Такое исследование проводится как лично, так и путём ознакомления со сведениями из текстов.

В самом начале доверие означает принять вещи, которые не могут быть немедленно проверены. Благодаря практике она будет заменяться убеждённостью или уверенностью. Доверие действует на нескольких уровнях и позволяет следовать определённым формам поведения, которые заявлены ведущими к цели.

Радость

Два подхода к проблема страдания - теологический и материалистический - порождают две реакции на проблему страдания: сдаться или сопротивляться. Доверие учению Будды прекращает эту дилемму, указывая на решение, которое позволяет признать охват страданий, дать ему целостное объяснение и указать путь освобождения. С этой точки зрения причина страдания лежит в дурных поступках, совершённых в прошлом (и от сансарического существования как такового - u.k.). Учение Будды показывает какие поступки рождают какие последствия. Путь к освобождению объясняется в полной мере и состоит в прекращении неведения и жажды, порождающей поступки, приводящие к быванию.

Регулярное размышление о трёх драгоценностях последовательно рассеивает тьму неуверенности. На этой стадии убеждённость в Трёх Драгоценностях позволяет вступить на путь практики развития нравственного поведения. Эта практика состоит в соблюдении принципов отказа от определённых поступков и различается в зависимости от того, отрешился ли последователь от мирской жизни или остался в миру. При этом общие принципы одинаковы - сдержанность в поступках и развитие определённого умственного отношения.

Соблюдение нравственных принципов даёт свободу от угрызений совести. Чистая совесть порождает радость от отсутствия порицания. Радость, порождённая нравственной чистотой (и доверием к 3Д), подпитывает доверие к исходному учению. Всё это усиливает доверие и даёт ещё больший импульс в практике.

Восторг

Для некоторых радость предыдущего этапа достаточна, чтобы перейти в восторг, но такие люди встречаются редко. Для всех остальных требуется занятие медитацией успокоения ума, позволяющей привести к состоянию восторга. Эта медитация является средством для дальнейшей практики прозрения. В Висуддхимагге описывается 40 видов такой медитации. Практикующий выбирает конкретный вид, изучает его и в процессе практики старается направить ум на предмет, исключая все посторонние мысли и отвлечения. Задача состоит в достижении однонаправленности, в этом помогает памятование, осознавание и усердие. Ключевой задачей является преодоление пяти помех. Когда это удаётся сделать, пять помех уходят и переживается восторг.

Особой характеристикой восторга является сильный интерес и восхищение предметом медитации. В комментариях описывается пять степеней восторга. Этот восторг оказывает большое влияние как на ум, так и  на тело.

Расслабление (спокойствие)

Хотя восторг свидетельствует о значительном продвижении в вопросе собирания ума, его более грубые формы содержат элемент возбуждения, которое находится в постоянной опасности выйти из под контроля и перейти в неблаготворные состояния, такие как неугомонность. Восхищение предметом сопровождается предвкушением ещё большего восторга, а также страхом того, что восторг может вдруг прекратиться. Ожидание восторга в будущем может породить тонкую привязанность. Это требует признания восторга препятствием и искажением практики, которую нужно успокоить.

Восторг останется фактором медитации до третьего уровня поглощённости, но благодаря дальнейшей практике он очищается, порождая вместе с собой другое качество - расслабление, которое соответствует успокоению умственных колебаний. Расслабление охватывает ум (совокупность сознания) и тело (под которым понимаются остальные умственные совокупности). Расслабление делает ум более послушным для применения на следующих стадиях пути.

Счастье

Чувство счастья присутствует с самого начала, но на этом этапе оно выходит на новый уровень и занимает место фактора практики. Хотя счастье близко восторгу, оно может возникать и в его отсутствие. В то время как восторг относится к совокупности умственных конструкций, счастье относится к совокупности ощущений. Это приятное ощущение, обусловленное расслаблением - удовольствие, возникающее в медитации, когда отвлекающие факторы стихают. Хотя оба качества присутствуют одновременно, в третьем состоянии умственной поглощённости восторг исчезает, а счастье остаётся.

Метафора с озером и жаждущим человеком: когда он узнаёт где вода, он испытывает восторг, когда он помылся, попил и лежит в тени, он испытывает счастье.

Счастье становится неотъемлемой чертой пути после того, как восторг уже выполнил большую часть своей работы. На данном этапе восторг существует, но даваемое им возбуждение успокоено расслаблением.

В подкомментарии к этому наставлению говорится о счастье "сосредоточения доступа", в котором практикующий видит "знак обучения". Сосредоточение доступа характеризуется (временным) устранением пяти помех. Устранение помех возможно путём работы с каждой конкретной помехой, принимая меры по устранению её причин (см. ахара сутта). Другим способом, действующим сразу на все помехи, является сосредоточение на одном объекте из числа 40 при условии, что ни одна помеха в настоящий момент не одолевает.

Собранность ума

Достижение сосредоточения доступа сигнализирует о большом прорыве, который стимулирует приложение ещё больших усилий. Благодаря им разрушаются все барьеры к умственной собранности и практикующих входит в состояние полной поглощённости. Сама по себе собранность ума присутствует уже на уровне сосредоточения доступа. В случае поглощённости ума оно приносит собирание всего ума на одном объекте и освобождение остальных умственных совокупностей от отвлечений и колебаний, в котором они пребывают обычно.

Этот этап характеризуется большей силой факторов поглощённости: рассуждение, изучение, восторг, счастье и однонаправленность. Эти факторы служат подавлению помех и собиранию ума на предмете медитации. В комментариях говорится, что каждый из факторов противодействует одной помехе.

На этапе сосредоточения доступа факторы достаточно сильны для поддержания помех в подавленном состоянии, но их силы не хватает для приведения ума в поглощённость предметом. Благодаря продолжительной практике достигается зрелость этих факторов и она позволяет достичь полной поглощённости. Но даже в этом состоянии есть уровни. На первом уровне присутствуют все пять факторов, на втором прекращается рассуждение и изучение, на третьем уходит восторг, на четвёртом счастье заменяется на безмятежное наблюдение. Однонаправленность остаётся всегда. Переход от одного уровня к другому происходит после выхода с уровня и размышления о его недостатках и достоинствах следующего уровня.

За пределами этих четырёх уровней лежат нематериальные состояния поглощённости, при которых знак-двойник заменяется всё более утончёнными предметами: бесконечное пространство, бесконечное сознание, отсутствие чего бы то ни было и ни распознавание ни отсутствие распознавания.

Знание и видение

Несмотря на утончённость этих возвышенных достижений, вход в глубокие состояния сосредоточения не является целью буддийского пути. Это лишь средство перехода к следующему этапу практики. Этот этап, выражаемый здесь понятием "знание и видение в соответствии с действительностью" соответствует развитию прозрения.

Благодаря практике собранности последователь может подавить загрязнения ума, когда они больше не наводняют активный процесс мышления. Но под поверхностью загрязнения остаются в виде предрасположенностей, готовые возникнуть при случае. Пока это положение дел сохраняется, загрязнения способны заново порождать круг перерождений. Чтобы уничтожить умственные без остатка нужно что-то большее, чем просто собранность ума, нужна мудрость, которая постигает истинные характеристики явлений.

Собранность ума является тем, что позволяет увидеть все явления как они есть. Однако саму работу по уничтожению загрязнений выполняет мудрость.

Мудрость является именно тем, что уничтожает загрязнения, потому что самым фундаментальным из них является неведение. Все остальные виды загрязнений ума сводятся к неведению и существуют пока существует оно. В текстах неведение объясняется как незнание четырёх реальностей для благородных. Но это не просто не обладание знанием, а не понимание истинного положения дел как оно описано четырьмя реальностями. Тот, кто уничтожает неведение с помощью мудрости, уничтожает влечения, которые здесь обозначают загрязнения.

Словосочетание "знание и видение" показывает, что приобретаемое знание не является лишь концептуальным пониманием. Это знание подобно тому как видишь своими глазами. Концептуальное понимание часто нужно для расчистки пути, но в дальнейшем оно должно уступить место личному опыту. Здесь-то и нужно перейти к развитию прозрения в реальное положение дел. Это делается путём работы со сферой, где скрыто неведение, а именно наш психо-физический опыт. Эта работа состоит путём применения памятования и осознавания в этой сфере без перерывов и во всех видах деятельности.

Знание и видение в соответствии с действительностью должно развиваться в отношении пяти совокупностей - их сущности, их возникновения и их исчезновения. Каждый момент опыта в буддийской философии рассматривается как сложный процесс из нескольких факторов. В обычном случае он приводит к ложному убеждению о существовании неизменной личности, которая осуществляет познание.

Чтобы рассеять эту иллюзию следует подвергнуть исследованию процесс переживания опыта. Сначала следует разобрать ткань процесса на отдельные нити, из которых он составлен. Этими нитями являются пять совокупностей, которые функционируют сами без необходимости в чём-либо похожем на личность или субъект.

Чтобы приступить к этому процессу следует выйти из состояния глубокой собранности, потому что способность к анализу в нём погашена. В этом состоянии практикующий отслеживает явления по мере того как они проявляются и попадают в поле его зрения. Путём определения характеристик явления относятся к тем или иным совокупностям. Можно использовать и более простую схему для деления явления на умственные и материальные. Затем их связывают с причинами и условиями, чтобы выявить их обусловленную природу. Эта процедура показывает опыт как двойной поток из умственных и материальных явлений без какой-либо личности.  В итоге все явления обнаруживаются обусловленными и прекращающимися вместе с прекращением условий.

Последнее осознание становится вратами к следующему важному этапу - отслеживанию возникновения и исчезновения. Практикующий наблюдает возникновение и исчезновение пяти совокупностей, что выводит на свет три характеристики всех явлений - изменчивость, неудовлетворительность и безличность. В этом и состоит знание и видение в соответствии с действительностью.

Пресыщение (разочарование)

По мере практики отслеживания возникновения и исчезновения пяти совокупностей, внимание практикующего направляется на последний этап - разрушение и исчезновение. Это вскрывает их сущностную ненадёжность и недостатки. Становится ясно как при отношении к ним с позиции жажды и дурных взглядов пять совокупностей оказываются наполненными бедами. Всё это приводит к трансформации отношения ума ко всему конструированному. Теперь ум движется в противоположную сторону от обладания конструированным, что называется пресыщенностью им. Это является следствием процесса отслеживания и реакцией ума на открытия, сделанные в процессе прозрения.

Восхищение миром, ранее поддерживаемое мнением о существовании личности (себя/своего), рассеивается путём постижения трёх характеристик и приводит к разотождествлению с совокупностями и позволяет покончить с очарованием ими.

Бесстрастие (затухание)

В процессе пресыщения возникает сильное стремление к освобождению от сансарического бывания. Благодаря знанию и видению старые импульсы к расширению и накоплению уступают место стремлению к отрешению и к одному видимому способу освобождения.

Желание освобождения приводит к ускорению прозрения. Мудрость прозрения рассекает иллюзии, созданные по причине неведения. Достигается точка, которая приводит к радикальной перестройке ума. Ум вступает на надмирской путь, прямо и безвозвратно ведущий к окончательному освобождению.

Эта трансформация, обозначаемая как бесстрастие, является первым надмирским этапом в процессе обусловленного возникновения. Предыдущие этапы являются мирскими, потому что они работают с пятью совокупностями, относящимися к этому миру. Но вместе с бесстрастием сознание на короткий момент выходит за пределы мирского и постигает неконструированное состояние ниббаны.

Хотя постижение неконструированного требует пресыщения и отрешения от конструированного, следует отметить, что это достижение обретается именно путём понимания конструированного.

Надмирское сознание непосредственно постигает четыре реальности для благородных, освещая их всех с удивительной чистотой.  Постижение выполняет свою функцию по отношению к каждой реальности: постигает страдание, отбрасывает причину страдания, постигает прекращение и развивает путь.

Прорыв к неконструированному осуществляется в четыре этапа, называемых путями: вхождение в поток, однократное возвращение, невозвращение и архатство. Продвижение по этим путям позволяет последовательно уничтожить 10 оков.

Освобождение

За каждым моментом пути немеделенно следует несколько моментов надмирского опыта называемого плодом. Достижение пути можно сравнить с падением цепей на руках пленника, а плод - с тем наслаждением свободой, лежащей за рамками состояния пленника.

Осуществление пути и плода архатства приводит к полному освобождению. Во-первых это освобождение от неведения и загрязнений, пережитых в течение этой жизни, во-вторых это освобождение от возобновляемого бывания, достигаемое с его кончиной. Затухание страстей приводит к незапятнанной чистоте, называемой освобождением разума, затухание неведения приводит к светлому пониманию, называемому освобождением мудрости.

Ум араханта непоколебим перед воздействием объектов чувств, потому что три корня порока в нём уничтожены. Поскольку в этом состоянии пять совокупностей продолжают действовать, это называется ниббаной с остатком.

Хотя у араханта не возникает алчности и отвращения, он испытывает удовольствие и страдание, хотя его поступки не порождают условий для возобновления цикла сансары, он всё равно совершает действия. При этом камма прошлого продолжает действовать пока существует тело и разного рода ощущения являются её следствием. По окончании жизни от совокупностей не остаётся никакого остатка, поэтому это достижение называется ниббаной без остатка.

Знание прекращения влечений

За каждым из четырёх путей и плодов возникает соответствующее знание пересмотра, которое видит загрязнения, уничтоженные конкретным путём и оставшиеся не уничтоженными загрязнения. В случае архатства это знание, что все загрязнения уничтожены и больше ни одного не осталось. Вслед за полным постижением четырёх реальностей сразу же возникает знание прекращения умственный загрязнений. Это знание является непосредственным и личным, независимым от других.

Знание прекращения делится на две части - знание прекращения, показывающее уничтожение всех загрязнений и знание невозникновения, показывающее невозможность их возникновения в будущем. Это понимание избавляет от любых сомнений, которые могли бы возникнуть, если бы загрязнения просто не появлялись бы долгое время и оно доступно араханту в любое время, достаточно лишь обратиться за ним. Это знание также является видением, показывающим непосредственное наблюдение явления.