Привязанность обуславливает бывание

Опубликовано khantibalo от 14 августа, 2020 - 19:27

Объяснение в суттах

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

Есть, друзья, эти три виды бывания: бывание в мире страсти, бывание в тонкоматериальном мире, бывание в нематериальном мире.
С возникновением привязанности возникает бывание. С прекращением привязанности бывание прекращается. Путь, ведущий к прекращению бывания - лишь этот благородный восьмеричный путь, а именно: надлежащий взгляд... надлежащая собранность ума.

Классификация бывания

В Висуддхимагге и комментарии к МН 9 бывание в суттах называется быванием как процесс перерождения. К нему в Абхидхамме добавляется ещё один вид - бывание как каммический процесс. Именно он обуславливает рождение.

Upādānapaccayābhavapadavitthārakathā

Бывание делится на два вида: бывание как каммический процесс и бывание как процесс перерождения.
И здесь перерождение является быванием, поскольку оно приводит к быванию.
Но подобно тому как сказано "счастье когда рождаются будды" потому что это порождает счастье, так и камму следует понимать как бывание, используя вместо неё обычный термин её плода, поскольку он приводит к быванию.
В части аспектов: бывание как каммический процесс в кратком объяснении - это воление и состояния алчности и прочего, связанные с волением и также считающиеся каммой.
Согласно сказанному: "Что здесь бывание как каммический процесс?
Волевые конструкции, приводящие к добродетельным поступкам, волевые конструкции, приводящие к дурным поступкам и волевые конструкции, приводящие к непоколебимому с малой (ограниченной) областью или с большой (возвышенной) областью - это называется быванием как каммический процесс.
Также вся камма, которая ведёт к быванию называется быванием как каммический процесс".
Бывание как процесс перерождения - это вкратце совокупности, порождённые каммой. Это бывание делится на 9 видов.
Согласно сказанному: "Что здесь бывание как процесс перерождения?
Бывание в мире страсти, бывание в тонкоматериальном мире, бывание в нематериальном мире, бывание со способностями восприятия, бывание без способностей восприятия, бывание ни со способностями ни без способностей восприятия, бывание с одной совокупностью, бывание с четырьмя совокупностями, бывание с пятью совокупностями - это называется быванием как процесс перерождения".

Какой вид привязанности порождает какие виды бывания?

Upādānapaccayābhavapadavitthārakathā

Что для чего становится условием означает, что здесь должно быть понято объяснение согласно тому какой вид привязанности является условием для какого вида бывания.
Но что здесь является условием для чего?
Любой вид является условием для любого.
Ведь простолюдин подобен сумасшедшему.
Он не подумав "это правильно или нет" и устремляясь с помощью любого вида привязанности к любому виду бывания он совершает любые виды поступков.
Поэтому когда некоторые утверждают, что бывание в тонкоматериальном и нематериальном мире не возникает посредством привязанности к образам действия и обетам, это не следует принимать.
Принять стоит то, что все виды возникают посредством всех видов.
Например, некто считает согласно слухам или ложному взгляду, что чувственные желания удовлетворяются в мире людей в семьях кшатриев и прочих и шести миров божеств мира страсти. Обманутый из-за слушания ложного учения и прочего и воображая, что "путём этого поступка желание чувственных удовольствий будет исполнено" он совершает с целью достижения такого удовлетворения дурные поступки телом и остальным посредством привязанности к чувственным удовольствиям. Исполнив такие дурные поступки он перерождается в мучительных условиях.
Или он совершает дурные поступки телом и прочим стремясь к чувственным удовольствиям видимым в этом мире и защищая те, что уже обретены. Исполнив такие дурные поступки он перерождается в мучительных условиях.
Камма, являющаяся условием перерождения там, является быванием как каммический процесс.
Совокупности, порождённые каммой, являются быванием как процесс перерождения.
Но сюда также включается бывание со способностями восприятия и пятисовокупностное бывание.
Однако другой человек, чьё знание усилилось благодаря слушанию благого учения и прочему, воображает "путём этого вида каммы желание чувственных удовольствий будет исполнено". Он совершает благие поступки тела и прочего посредством привязанности к чувственным удовольствиям.
Исполнив такие благие поступки он перерождается среди божеств или людей.
Камма, являющаяся условием перерождения там, является быванием как каммический процесс.
Совокупности, порождённые каммой являются быванием как процесс перерождения.
Но сюда также включается бывание с возможностью чувственного восприятия и пятисовокупностное бывание.
Другой человек слышит или предполагает, что чувственные удовольствия выходят на ещё более высокий уровень совершенства на тонкоматериальном и нематериальном уровне бытия. Благодаря привязанности к чувственным удовольствиям он порождает достижения, соответствующие миру тонкой материи и нематериальному миру и благодаря этим достижениям перерождается в мире брахм тонкоматериального или нематериального мира.
Другой придерживается убеждения о полном уничтожении следующим образом: "Эта являющаяся мной вещь окончательно отсекается когда она отсечена в счастливых мирах мира страсти или в тонкоматериальном или нематериальном мире" и он совершает поступки для достижения этого. Его камма является быванием как каммический процесс.
Другой, придерживаясь теории о личности, думает: "Эта являющаяся мной вещь становится счастливой или становится свободна от лихорадки на в счастливых мирах мира страсти или в том или ином уровне бытия в тонкоматериальном или нематериальном мире" и он совершает поступки для достижения этого. Его камма этих поступков является быванием как каммический процесс.

Опоры бывания

С понятием "бывание" также связано понятие upadhi, которое можно перевести как "опоры бывания". В комментарии к СНп даётся следующее объяснение:

2. Dhaniyasuttavaṇṇanā

Здесь под опорами (бывания) подразумевается 4 вида опор - чувственные желания, совокупности, умственные загрязнения, волевые конструкции.
Чувственные желания называются опорами в следующем смысле: из-за основной роли удовольствия, объяснённого как "удовольствие и радость, возникающая благодаря пяти струнам чувственных удовольствий, является усладой чувственных желаний", которое опирается на чувственные желания.
Совокупности [называются опорами] благодаря основной роли для страданий, у которых они выступают в качестве корней; умственные загрязнения - благодаря основной роли для страданий низших миров; волевые конструкции - благодаря основной роли для страдания от бывания.