От привязанности - пребывание

Опубликовано khantibalo от 14 августа, 2020 - 19:27

Объяснение в суттах

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

Есть, друзья, эти три вида пребывания: пребывание в мире страсти, пребывание в тонкоматериальном мире, пребывание в нематериальном мире.
С возникновением привязанности возникает пребывание. С прекращением привязанности пребывание прекращается. Путь, ведущий к прекращению пребывания - лишь этот благородный восьмеричный путь, а именно: надлежащий взгляд... надлежащая собранность ума.

Классификация пребывания

В Висуддхимагге и комментарии к МН 9 пребывание в суттах называется пребыванием как процесс перерождения. К нему в Абхидхамме добавляется ещё один вид - пребывание как каммический процесс. Именно он обуславливает рождение.

Upādānapaccayābhavapadavitthārakathā

Пребывание делится на два вида: пребывание как каммический процесс и пребывание как процесс перерождения.
И здесь перерождение является пребыванием, поскольку оно приводит к пребыванию.
Но подобно тому как сказано "счастье когда рождаются будды" потому что это порождает счастье, так и камму следует понимать как пребывание, используя вместо неё обычный термин её плода, поскольку он приводит к пребыванию.
В части аспектов: пребывание как каммический процесс в кратком объяснении - это воление и состояния алчности и прочего, связанные с волением и также считающиеся каммой.
Согласно сказанному: "Что здесь пребывание как каммический процесс?
Волевые конструкции, приводящие к добродетельным поступкам, волевые конструкции, приводящие к дурным поступкам и волевые конструкции, приводящие к непоколебимому с малой (ограниченной) областью или с большой (возвышенной) областью - это называется пребыванием как каммический процесс.
Также вся камма, которая ведёт к пребыванию называется пребыванием как каммический процесс".
Пребывание как процесс перерождения - это вкратце совокупности, порождённые каммой. Это пребывание делится на 9 видов.
Согласно сказанному: "Что здесь пребывание как процесс перерождения?
Пребывание в мире страсти, пребывание в тонкоматериальном мире, пребывание в нематериальном мире, пребывание со способностями восприятия, пребывание без способностей восприятия, пребывание ни со способностями ни без способностей восприятия, пребывание с одной совокупностью, пребывание с четырьмя совокупностями, пребывание с пятью совокупностями - это называется пребыванием как процесс перерождения".

Какой вид привязанности порождает какие виды пребывания?

Upādānapaccayābhavapadavitthārakathā

Что для чего становится условием означает, что здесь должно быть понято объяснение согласно тому какой вид привязанности является условием для какого вида пребывания.
Но что здесь является условием для чего?
Любой вид является условием для любого.
Ведь простолюдин подобен сумасшедшему.
Он не подумав "это правильно или нет" и устремляясь с помощью любого вида привязанности к любому виду пребывания он совершает любые виды поступков.
Поэтому когда некоторые утверждают, что пребывание в тонкоматериальном и нематериальном мире не возникает посредством привязанности к образам действия и обетам, это не следует принимать.
Принять стоит то, что все виды возникают посредством всех видов.

Как привязанность к чувственным удовольствиям порождает различные виды пребывания

Upādānapaccayābhavapadavitthārakathā

Например, некто считает согласно слухам или неистинному взгляду, что чувственные желания удовлетворяются в мире людей в семьях кшатриев и прочих и шести мирах божеств мира страсти. Обманутый из-за слушания ложного учения и прочего и воображая, что "путём этого поступка желание чувственных удовольствий будет исполнено" он совершает с целью достижения такого удовлетворения дурные поступки телом и остальным посредством привязанности к чувственным удовольствиям. Исполнив такие дурные поступки он перерождается в мучительных условиях.
Или он совершает дурные поступки телом и прочим стремясь к чувственным удовольствиям видимым в этом мире и защищая те, что уже обретены. Исполнив такие дурные поступки он перерождается в мучительных условиях.
Камма, являющаяся условием перерождения там, является пребыванием как каммический процесс.
Совокупности, порождённые каммой, являются пребыванием как процесс перерождения.
Но сюда также включается пребывание со способностями восприятия и пятисовокупностное пребывание.
Однако другой человек, чьё знание усилилось благодаря слушанию благого учения и прочему, воображает "путём этого вида каммы желание чувственных удовольствий будет исполнено". Он совершает благие поступки тела и прочего посредством привязанности к чувственным удовольствиям.
Исполнив такие благие поступки он перерождается среди божеств или людей.
Камма, являющаяся условием перерождения там, является пребыванием как каммический процесс.
Совокупности, порождённые каммой являются пребыванием как процесс перерождения.
Но сюда также включается пребывание с возможностью чувственного восприятия и пятисовокупностное пребывание.
Другой человек слышит или предполагает, что чувственные удовольствия выходят на ещё более высокий уровень совершенства на тонкоматериальном и нематериальном уровне бытия. Благодаря привязанности к чувственным удовольствиям он порождает достижения, соответствующие миру тонкой материи и нематериальному миру и благодаря этим достижениям перерождается в мире брахм тонкоматериального или нематериального мира.

Как привязанность к взглядам порождает различные виды пребывания

Upādānapaccayābhavapadavitthārakathā

Другой придерживается убеждения о полном уничтожении следующим образом: "Эта являющаяся мной вещь окончательно отсекается когда она отсечена в счастливых мирах мира страсти или в тонкоматериальном или нематериальном мире" и он совершает поступки для достижения этого. Его камма является пребыванием как каммический процесс.

Как привязанность к теориям о личности порождает различные виды пребывания

Upādānapaccayābhavapadavitthārakathā

Другой, придерживаясь теории о личности, думает: "Эта являющаяся мной вещь становится счастливой или становится свободна от лихорадки в счастливых мирах мира страсти или в том или ином уровне бытия в тонкоматериальном или нематериальном мире" и он совершает поступки для достижения этого. Его камма этих поступков является пребыванием как каммический процесс.

Опоры пребывания

С понятием "пребывание" также связано понятие upadhi, которое можно перевести как "опоры пребывания". В комментарии к СНп даётся следующее объяснение:

2. Dhaniyasuttavaṇṇanā

Здесь под опорами (бывания) подразумевается 4 вида опор - чувственные желания, совокупности, умственные загрязнения, волевые конструкции.
Чувственные желания называются опорами в следующем смысле: из-за основной роли удовольствия, объяснённого как "удовольствие и радость, возникающая благодаря пяти струнам чувственных удовольствий, является усладой чувственных желаний", которое опирается на чувственные желания.
Совокупности [называются опорами] благодаря основной роли для страданий, у которых они выступают в качестве корней; умственные загрязнения - благодаря основной роли для страданий низших миров; волевые конструкции - благодаря основной роли для страдания от пребывания.