Кончина Будды описывается в ДН16.
Спустя некоторое время произошло событие, описанное в Наставлении Субхе ДН10 - там почтенный Ананда читает юноше Субхе лекцию о благородной нравственности, благородной собранности ума и благородной мудрости как разделах, восхваляемых Буддой. В лекции он пересказывает весь путь практики, описанный в ДН2:
1. Нравственное поведение
2. Охрана дверей чувств
3. Памятование и осозанность
4. Удовлетворённость и довольствование малым
5. Преодоление 5 помех
6. Достижение состояний умственной поглощённости
7. Направление ума к знанию и видению тела и сознания
8. Развитие сверхспособностей
9. Направление ума к разрушению влечений и как следствие, освобождение
По окончании наставления Субха принимает прибежище в Трёх драгоценностях.
Через 3 месяца после кончины Будды прошёл первый буддийский собор в Раджагахе, о нём сказано в корзине дисциплины.
Через 100 лет после кончины Будды прошёл второй буддийский собор с участием 700 монахов. О нём также сказано в корзине дисциплины.
Поводом для него было выдвижение ваджджиянами из Весали 10 положений о монашеской дисциплине. На соборе было установлено, что эти утверждения противоречат монашеской дисциплине.
Утверждение ваджджиян | Уточнение на соборе | Вердикт собора |
1. Разрешён рожок для соли | суть разрешения в том, что это позволит монаху солить несолёное | не разрешено, пачиттия за употребление хранимой пищи |
2. Разрешается превышать два пальца | Разрешается принятие пищи после прохождения тени на длину двух пальцев | не разрешено, пачиттия за употребление пищи в неположенное время |
3. Разрешается ходить между деревнями | Разрешается после принятия пищи и насыщения ходить между деревнями и есть то, что не является остатками. | не разрешено, пачиттия за употребление того, что не является остатком |
4. Вопрос жилищ | Нескольким жилищам на одной территории разрешается проводить различные упосатхи | не разрешено, дукката за нарушение дисциплины |
5. Вопрос согласия | Неполная община может совершать процедуру с намерением договорится с пришедшими в будущем монахами о согласии | не разрешено, дукката за нарушение дисциплины |
6. Следование обычаям | Следование чему-либо, что было обычаем учителя или наставника | иногда разрешено иногда нет |
7. Разрешение невзбитого молока | После принятия пищи и насыщения разрешается употреблять молоко, не являющееся остатком, которое прошло стадию молока, но ещё не стало сливками. | не разрешено, пачиттия за употребление того, что не является остатком |
8. Разрешение неперебродивших напитков | Разрешается употребление бродящего напитка, не достигшего состояния крепкого напитка | не разрешено, пачиттия за употребление перебродивших напитков |
9. Разрешение на ткань (подстилку) для сидения без (обработанной) кромки | не разрешено, пачиттия | |
10. Разрешение золота и серебра | не разрешено, пачиттия |
Через ~200 лет после кончины Будды император Асока (Ашока) стал буддистом и осыпал буддийский монашеский орден огромными подношениями. В результате в орден стали вступать люди небуддийских взглядов, что привело к разложению.
На 17 год правления Асоки был созван 3 собор под председательством дост. Могалипутта Тиссы, который избрал для участия в нём 1000 монахов. В течение 9 месяцев они декламировали доктрину и дисциплину Будды. В итоге носители ложных взглядов были изгнаны из буддийской общины.
По итогам собора дост. Могалипутта Тисса составил книгу "спорные вопросы" (каттхаваттху), которая ныне входит в Абхидхамма питаку. На этом же соборе в канон была включена Абхидхамма Питака.
История третьего собора описана в 5 главе Махавансы (см. в конце).
- Оставить комментарий
- 72 просмотра