Буддийские соборы

Опубликовано khantibalo от

Кончина Будды описывается в ДН16.

Спустя некоторое время произошло событие, описанное в Наставлении Субхе ДН10 - там почтенный Ананда читает юноше Субхе лекцию о благородной нравственности, благородной собранности ума и благородной мудрости как разделах, восхваляемых Буддой. В лекции он пересказывает весь путь практики, описанный в ДН2:

1. Нравственное поведение

2. Охрана дверей чувств

3. Памятование и осозанность

4. Удовлетворённость и довольствование малым

5. Преодоление 5 помех

6. Достижение состояний умственной поглощённости

7. Направление ума к знанию и видению тела и сознания

8. Развитие сверхспособностей

9. Направление ума к разрушению влечений и как следствие, освобождение

По окончании наставления Субха принимает прибежище в Трёх драгоценностях.

Через 3 месяца после кончины Будды прошёл первый буддийский собор в Раджагахе, о нём сказано в корзине дисциплины.

Через 100 лет после кончины Будды прошёл второй буддийский собор с участием 700 монахов. О нём также сказано в корзине дисциплины.

Поводом для него было выдвижение ваджджиянами из Весали 10 положений о монашеской дисциплине. На соборе было установлено, что эти утверждения противоречат монашеской дисциплине.

Утверждение ваджджиян Уточнение на соборе Вердикт собора
1. Разрешён рожок для соли суть разрешения в том, что это позволит монаху солить несолёное не разрешено, пачиттия за употребление хранимой пищи
2. Разрешается превышать два пальца Разрешается принятие пищи после прохождения тени на длину двух пальцев не разрешено, пачиттия за употребление пищи в неположенное время
3. Разрешается ходить между деревнями Разрешается после принятия пищи и насыщения ходить между деревнями и есть то, что не является остатками. не разрешено, пачиттия за употребление того, что не является остатком
4. Вопрос жилищ Нескольким жилищам на одной территории разрешается проводить различные упосатхи не разрешено, дукката за нарушение дисциплины
5. Вопрос согласия Неполная община может совершать процедуру с намерением договорится с пришедшими в будущем монахами о согласии не разрешено, дукката за нарушение дисциплины
6. Следование обычаям Следование чему-либо, что было обычаем учителя или наставника иногда разрешено иногда нет
7. Разрешение невзбитого молока После принятия пищи и насыщения разрешается употреблять молоко, не являющееся остатком, которое прошло стадию молока, но ещё не стало сливками. не разрешено, пачиттия за употребление того, что не является остатком
8. Разрешение неперебродивших напитков Разрешается употребление бродящего напитка, не достигшего состояния крепкого напитка не разрешено, пачиттия за употребление перебродивших напитков
9. Разрешение на ткань (подстилку) для сидения без (обработанной) кромки   не разрешено, пачиттия
10. Разрешение золота и серебра   не разрешено, пачиттия

Через ~200 лет после кончины Будды император Асока (Ашока) стал буддистом и осыпал буддийский монашеский орден огромными подношениями. В результате в орден стали вступать люди небуддийских взглядов, что привело к разложению.

На 17 год правления Асоки был созван 3 собор под председательством дост. Могалипутта Тиссы, который избрал для участия в нём 1000 монахов. В течение 9 месяцев они декламировали доктрину и дисциплину Будды. В итоге носители ложных взглядов были изгнаны из буддийской общины.

По итогам собора дост. Могалипутта Тисса составил книгу "спорные вопросы" (каттхаваттху), которая ныне входит в Абхидхамма питаку. На этом же соборе в канон была включена Абхидхамма Питака.

История третьего собора описана в 5 главе Махавансы (см. в конце).