От ощущения - жажда

Опубликовано khantibalo от 14 августа, 2020 - 19:21

Объяснение в суттах

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

Есть, друзья, эти шесть собраний жажды: жажда образного, жажда звуков, жажда запахов, жажда вкусов, жажда осязаемых вещей, жажда познаваемых явлений.
С возникновением ощущения возникает жажда. С прекращением ощущения жажда прекращается. Путь, ведущий к прекращению жажды - лишь этот благородный восьмеричный путь, а именно: надлежащий взгляд... надлежащая собранность ума.

Как возникает жажда

6. Chachakkasuttaṃ

При условии зрения и образного возникает сознание зрения, сочетание их трех – соприкосновение, при условии соприкосновения возникает ощущение, при условии ощущения возникает жажда;

Такое же объяснение для остальных сфер чувств.

Где обитает жажда

В ДН 22 даётся следующее объяснение:

Samudayasaccaniddeso

Что бы в мире ни было приятным и милым - здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.

Объясняя конкретные места, где обитает жажда, приводится перечень из 9 шестёрок: 6 внутренних сфер - 6 внешних сфер - 6 видов сознания - 6 видов соприкосновения - 6 видов ощущения - 6 видов распознавания - 6 видов побуждения - 6 видов мышления - 6 видов изучения. Это несколько пересекается с 6 шестёрками.

Виды жажды

В МН 9 жажда классифицируется по сферам чувств: 6 внешних сфер (предметов чувств) - 6 видов жажды.

Однако в СН 56.11 и других даётся другая классификация жажды: жажда чувственных удовольствий, жажда вечно существующего и жажда полностью уничтожающегося. В Висуддхимагге объясняется, что все эти виды жажды направлены на те же самые 6 предметов чувств со следующими отличиями

  1. жажда чувственных удовольствий возникает когда некто наслаждается предметом чувств, попавшим в сферу восприятия соответствующей способности
  2. жажда вечно существующего возникает в отношении предмета чувств на основе взгляда, что этот предмет является неизменным и вечным
  3. жажда полностью уничтожающегося в отношении предмета чувств на основе взгляда о его полном уничтожении

В Висуддхимагге говорится, что жажда вечно существующего является условием, приводящим к рождению в благих уделах:

Paṭiccasamuppādakathā

Но жажда [вечно] существующего является особой причиной поступков, ведущих к благим уделам.
Почему?
Потому что, подобно той же корове, которая благодаря жажде холодной воды начинает пить холодную воду, утоляющую её потребность и облегчающую муки, так и обычный человек, охваченный жаждой [вечно] существующего, совершает поступки различных видов, начиная с отказа от убийства живых существ, что ведут к благим уделам, и это даёт удовлетворение поскольку оно лишено жжения умственных загрязнений и благодаря отправлению его в благие уделы утоляет муки страдания, испытываемые в дурных уделах.

По всей видимости она направлена на предметы чувств в мире божеств или мире брахм на основании убеждения, что в этих мирах ими можно наслаждаться вечно или они там являются вечными. Иногда этот вид жажды ставится в качестве начального фактора круга бытия (АН 10.62).

Помимо этого объяснения в Висуддхимагге, в комментарии к СН есть и такое объяснение:

1. Bhārasuttavaṇṇanā

В жажде чувственных удовольствий и прочем - страсть в отношении пяти струн чувственных удовольствий называется жаждой чувственных удовольствий, связанная со взглядом о вечности страсть к быванию в мире тонкой материи и нематериальном мире, стремление к поглощённости (?) называется жаждой вечно существующего, страсть, связанная с взглядом о полном уничтожении, называется жаждой якобы полностью уничтожающегося.

В одном из подкомментариев второй вид жажды (bhavataṇhā) объясняется как та жажда, которая является оковой пребывания (bhavasaṃyojana). Среди 10 оков Абхидхаммы оковы с таким названием нет, но есть 7 окова "жажда пребывания" (bhavarāga). Возможно подразумевается именно она.

Можно предположить, что жажда полностью уничтожающегося направлена на предметы чувств из соображений полного уничтожения не предмета чувств, а собственной личности после смерти: наслаждайся пока есть возможность, гедонизм.

bhava и vibhava в суттах

Из текста Ити 49 можно понять смысл слов bhava и vibhava, входящих в два последних вида жажды из трёх.

Для bhava

12. Diṭṭhigatasuttaṃ

Божества и люди, о монахи, наслаждаются бытием, радуются бытию и восхищаются бытием. Когда им преподаётся Дхамма о прекращении бытия, их ум не входит в это, не обретает приверженности этому, не останавливается на этом, не устремляется к этому.

Для vibhava

12. Diṭṭhigatasuttaṃ

Некоторые испытывают ужас, досаду и отвращение по отношению к этому же самому бытию и они радуются небытию: "Любезные, когда это являющееся мной уничтожается и разрушается, с разрушением тела, после смерти больше не существует - это умиротворённое, это возвышенное, этого достаточно!"

Если это те самые bhava и vibhava, по отношению к которым может быть жажда, то тогда можно понимать их как жажда бытия и жажда небытия и направлены они не на объекты чувств, как объясняется в Висуддхимагге. Они могут быть обусловлены ощущениями в том смысле, что приятные ощущения обуславливают жажду бытия, а неприятные жажду небытия для личности.

Сколько всего видов жажды

В Висуддхимагге делается попытка посчитать общее количество видов жажды. 3 вышеприведённых вида X 6 предметов чувств X 2 вида - свои и чужие предметы чувств X 3 времени (прошлое, настоящее и будущее) = 108 видов жажды.

Почему их условием является ощущение

Vedanāpaccayātaṇhāpadavitthārakathā

Из-за эгоистичной любви к ощущению насладившись им когда оно возникает посредством образного и прочего, эти существа оказывают большой почёт художникам, музыкантам, парфюмерам, поварам, ткачам, производителям снадобий, врачам и прочим, кто предоставляет соответственно зрительный образ и прочее, подобно тому как из-за любви к ребёнку они награждают его няню насладившись общением с ребёнком.
Вот почему следует понимать, что условием этих трёх видов жажды является ощущение.