Объяснение в суттах
Есть, друзья, эти шесть собраний жажды: жажда образного, жажда звуков, жажда запахов, жажда вкусов, жажда осязаемых предметов, жажда познаваемых явлений.
С возникновением ощущения возникает жажда. С прекращением ощущения жажда прекращается. Путь, ведущий к прекращению жажды - лишь этот благородный восьмеричный путь, а именно: надлежащий взгляд... надлежащая собранность ума.
ББ в сноске к книге "словами Будды" пишет, что жажда познаваемых явлений здесь - это жажда всех видов сознания кроме предметов первых пяти видов сознания. Примером может быть жажда, связанна с фантазиями и умственными образами, абстрактными понятиями, также интеллектуальное удовлетворение и проч. На что опирается эта трактовка - неизвестно.
Как возникает и где обитает жажда
При условии зрения и образного возникает сознание зрения, сочетание их трех – соприкосновение, от соприкосновения в качестве условия [возникает] ощущение, от ощущения в качестве условия [возникает] жажда;
Такое же объяснение для остальных сфер чувств.
В ДН 22 даётся другое объяснение:
И где эта возникающая жажда возникает и где эта обитающая жажда обитает?
Что бы в мире ни было приятным и милым - здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
А что же в мире приятно и мило?
Зрение в мире приятно и мило: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Слух ... обоняние ... чувство вкуса ... осязание ... рассудок в мире приятен и мил, здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Помимо этих внутренних сфер чувств, она также возникает и обитает в следующем:
- 6 внешних сфер
- 6 видов сознания
- 6 видов соприкосновения
- 6 видов ощущения
- 6 видов распознавания
- 6 видов побуждения
- 6 видов мышления
- 6 видов изучения
Виды жажды
В МН 9 жажда классифицируется по сферам чувств: 6 внешних сфер (предметов чувств) - 6 видов жажды.
Однако в СН 56.11 и других даётся другая классификация, где жажда подразделяется на три вида. В Висуддхимагге объясняется, что все эти виды жажды направлены на те же самые 6 предметов чувств со следующими отличиями
- жажда чувственных удовольствий возникает когда некто наслаждается предметом чувств, попавшим в сферу восприятия соответствующей способности
- жажда вечно существующего возникает в отношении предмета чувств на основе взгляда, что этот предмет является неизменным и вечным
- жажда полностью уничтожающегося в отношении предмета чувств на основе взгляда о его полном уничтожении
В Висуддхимагге говорится, что жажда вечно существующего является условием, приводящим к рождению в благих уделах:
Но жажда [вечно] существующего является особой причиной поступков, ведущих к благим уделам.
Почему?
Потому что, подобно той же корове, которая благодаря жажде холодной воды начинает пить холодную воду, утоляющую её потребность и облегчающую муки, так и обычный человек, охваченный жаждой [вечно] существующего, совершает поступки различных видов, начиная с отказа от убийства живых существ, что ведут к благим уделам, и это даёт удовлетворение поскольку оно лишено жжения умственных загрязнений и благодаря отправлению его в благие уделы утоляет муки страдания, испытываемые в дурных уделах.
По всей видимости она направлена на предметы чувств в мире божеств или мире брахм на основании убеждения, что в этих мирах ими можно наслаждаться вечно или они там являются вечными. Иногда этот вид жажды ставится в качестве начального фактора круга бытия (АН 10.62).
Помимо этого объяснения в Висуддхимагге, в комментарии к СН есть и такое объяснение:
В жажде чувственных удовольствий и прочем - страсть в отношении пяти связок чувственных удовольствий называется жаждой чувственных удовольствий, связанная со взглядом о вечности страсть к пребыванию в мире тонкой материи и нематериальном мире, стремление к поглощённости (?) называется жаждой вечно существующего, страсть, связанная с взглядом о полном уничтожении, называется жаждой якобы полностью уничтожающегося.
В одном из подкомментариев второй вид жажды (bhavataṇhā) объясняется как та жажда, которая является оковой пребывания (bhavasaṃyojana). Среди 10 оков Абхидхаммы оковы с таким названием нет, но есть 7 окова "жажда пребывания" (bhavarāga). Возможно подразумевается именно она.
Можно предположить, что жажда полностью уничтожающегося направлена на предметы чувств из соображений полного уничтожения не предмета чувств, а собственной личности после смерти: наслаждайся пока есть возможность, гедонизм.
Хотя в текстах нигде нет такого объяснения, можно предположить, что 2 и 3 виды жажды связаны с ощущениями в смысле желания дальнейшего продолжения приятных ощущений и скорейшего прекращения неприятных.
bhava и vibhava в суттах
Из текста Ити 49 можно понять смысл слов bhava и vibhava, входящих в два последних вида жажды из трёх.
Для bhava
Божества и люди, о монахи, наслаждаются бытием, радуются бытию и восхищаются бытием. Когда им преподаётся Дхамма о прекращении бытия, их ум не входит в это, не обретает приверженности этому, не останавливается на этом, не устремляется к этому.
Для vibhava
Некоторые испытывают ужас, досаду и отвращение по отношению к этому же самому бытию и они радуются небытию: "Господа, когда это являющееся мной уничтожается и разрушается, с разрушением тела, после смерти больше не существует - это умиротворённое, это возвышенное, это точно так!"
Если это те самые bhava и vibhava, по отношению к которым может быть жажда, то тогда можно понимать их как жажда бытия и жажда небытия и направлены они не на объекты чувств, как объясняется в Висуддхимагге. Они могут быть обусловлены ощущениями в том смысле, что приятные ощущения обуславливают жажду чувственных удовольствий и жажду дальнейшего бытия, а неприятные - жажду небытия для личности.
Три вида жажды в Абхидхамме
В Вибханге Абхидхаммы даётся такое объяснение:
- Жажда бытия - это вся страсть, связанная со взглядом о вечной жизни
- Жажда небытия - это вся страсть, связанная со взглядом о полном уничтожении
- Жажда чувственных удовольствий - вся прочая жажда
Или альтернативное объяснение
- Жажда чувственных удовольствий - это жажда, связанная с миром страсти
- Жажда бытия - это жажда, связанная с тонкоматериальным и нематериальным миром
- Жажда небытия - это жажда, связанная со взглядом о полном уничтожении
Исходя из разнообразия приведённых трактовок трёх видов жажды, можно предположить отсутствие точного понимания у составителей этих текстов.
Сколько всего видов жажды
В Висуддхимагге делается попытка посчитать общее количество видов жажды. 3 вышеприведённых вида X 6 предметов чувств X 2 вида - свои и чужие предметы чувств X 3 времени (прошлое, настоящее и будущее) = 108 видов жажды.
Почему их условием является ощущение
Vedanāpaccayātaṇhāpadavitthārakathā
Из-за эгоистичной любви к ощущению насладившись им когда оно возникает посредством образного и прочего, эти существа оказывают большой почёт художникам, музыкантам, парфюмерам, поварам, ткачам, производителям снадобий, врачам и прочим, кто предоставляет соответственно зрительный образ и прочее, подобно тому как из-за любви к ребёнку они награждают его няню насладившись общением с ребёнком.
Вот почему следует понимать, что условием этих трёх видов жажды является ощущение.
Как три вида ощущений обуславливают жажду
В текстах это не объясняется, но через предрасположенности можно вывести следующую схему:
- С приятным ощущением у простолюдина залегает предрасположенность к страсти (МН 148). Исходя из этого можно предположить, что оно обуславливает жажду чувственных удовольствий
- С неприятным ощущением у простолюдина залегает предрасположенность к отвращению (МН 148). Исходя из этого можно предположить, что оно обуславливает жажду небытия.
- С ни приятным ни неприятным ощущением у простолюдина залегает предрасположенность к неведению (МН 148). Согласно АН 10.62 неведение является питанием для жажды бытия. Исходя из этого можно предположить, что оно обуславливает жажду бытия.
- Оставить комментарий
- 216 просмотров