Ощущение обуславливает жажду

Опубликовано khantibalo от 14 августа, 2020 - 19:21

Объяснение в суттах

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

Есть, друзья, эти шесть собраний жажды: жажда зрительных образов, жажда звуков, жажда запахов, жажда вкусов, жажда осязаемых вещей, жажда понятий.
С возникновением ощущения возникает жажда. С прекращением ощущения жажда прекращается. Путь, ведущий к прекращению жажды - лишь этот благородный восьмеричный путь, а именно: надлежащий взгляд... надлежащая собранность ума.

Как возникает жажда

6. Chachakkasuttaṃ

При условии зрения и образного возникает сознание зрения, сочетание их трех – соприкосновение, при условии соприкосновения возникает ощущение, при условии ощущения возникает жажда;

Такое же объяснение для остальных сфер чувств.

Виды жажды

В МН 9 жажда классифицируется по сферам чувств - 6 внешних сфер (предметов чувств) - 6 видов жажды.

Однако в СН 56.11 и других даётся другая классификация жажды: жажда чувственных удовольствий, жажда вечно существующего и жажда полностью уничтожающегося. В Висуддхимагге объясняется, что все эти виды жажды направлены на те же самые 6 предметов чувств со следующими отличиями

  1. жажда чувственных удовольствий возникает когда некто наслаждается предметом чувств, попавшим в сферу восприятия соответствующей способности
  2. жажда вечно существующего возникает в отношении предмета чувств на основе взгляда, что этот предмет является неизменным и вечным
  3. жажда полностью уничтожающегося в отношении предмета чувств на основе взгляда о его полном уничтожении

Помимо этого объяснения в Висуддхимагге, в комментарии к СН есть и такое объяснение:

1. Bhārasuttavaṇṇanā

В жажде чувственных удовольствий и прочем - страсть в отношении пяти струн чувственных удовольствий называется жаждой чувственных удовольствий, связанная со взглядом о вечности страсть к быванию в мире тонкой материи и нематериальном мире, стремление к поглощённости (?) называется жаждой вечно существующего, страсть, связанная с взглядом о полном уничтожении, называется жаждой якобы полностью уничтожающегося.

В одном из подкомментариев второй вид жажды (bhavataṇhā) объясняется как та жажда, которая является оковой бывания (bhavasaṃyojana). Среди 10 оков Абхидхаммы оковы с таким названием нет, но есть 7 окова "жажда бывания" (bhavarāga). Возможно подразумевается именно она.

В Висуддхимагге делается попытка посчитать общее количество видов жажды. 3 вышеприведённых вида X 6 предметов чувств X 2 вида - свои и чужие предметы чувств X 3 времени (прошлое, настоящее и будущее) = 108 видов жажды.

Почему их условием является ощущение

Vedanāpaccayātaṇhāpadavitthārakathā

Из-за эгоистичной любви к ощущению насладившись им когда оно возникает посредством зрительного образа и прочего, эти существа оказывают большой почёт художникам, музыкантам, парфюмерам, поварам, ткачам, производителям снадобий, врачам и прочим, кто предоставляет соответственно зрительный образ и прочее, подобно тому как из-за любви к ребёнку они награждают его няню насладившись общением с ребёнком.
Вот почему следует понимать, что условием этих трёх видов жажды является ощущение.