Краткий конспект авторской статьи.
В 22 саньютте "о совокупностях" есть целая россыпь наставлений, которые позволяют пролить свет на тему пресыщения 5 совокупностями.
В Наставлении отцу Накулы (СН 22.1) описывается как человек 4 способами (см. Убеждение в самоотождествлении) отождествляется с ощущениями. Он становится охвачен этими ощущениями с мыслью: "Я - ощущение, ощущение моё". Пока он охвачен ими, ощущения меняются и становятся другими. Из-за этого возникает печаль, плач, боль, муки, отчаяние (1 реальность для благородных).
В этом самоотождествлении с 5 совокупностями и состоит наша проблема. Когда они неизбежно меняются, это вызывает страдание.
В СН 22.5 Будда описывает возникновение 5 совокупностей. Он говорит, что когда человек наслаждается какой-либо из 5 совокупностей, то у того, у кого есть это наслаждение, есть довольствование. Довольствование какой-либо совокупностью является привязанностью (присвоением). Привязанность обуславливает бывание. Бывание обуславливает рождение. Рождение обуславливает старость, смерть и прочее. Так возникает вся масса страданий.
Прекращением 5 совокупностей является прекращение наслаждаться ими (предаваться им).
Здесь показана 2 реальность для благородных, которая порождает страдание.
Когда возникает ощущение, возникает мысль - так каждую секунду происходит возобновляемый процесс самоотождествления. Чтобы остановить пристрастие быванием, нам нужно увидеть этот процесс самоотождествления. Когда он становится раскрыт, нужно развивать бесстрастие по отношению к нему.
В СН 22.39 говорится, что монаху надлежит часто пребывать в состоянии пресыщения 5 совокупностями. По мере того, как он часто пребывает в этом состоянии, он полностью постигает их. По мере того, как он полностью постигает их, он освобождается от них. Будучи полностью освобождённым от них, он освобождается от всех страданий.
Здесь объясняется 4 реальность для благородных: чтобы освободиться нам нужно не раз, а часто или большую часть времени пребывать в состоянии пресыщения 5 совокупностями. Мы должны наблюдать миг за мигом нашего опыта, представляемого пятью совокупностями, находясь в состоянии пресыщения. Для этого пристального наблюдения нам потребуется изрядная доля собранности ума, возможно её придётся развивать отдельно.
Остаётся понять как нам зародить это состояние пресыщения. В СН 22.15 предлагается использовать следующее рассуждение о пяти совокупностях: 5 совокупностей изменчивы. Что изменчиво, то мучительно. Что мучительно, то не является мной. В отношении того, что не является мной, следует в соответствии с действительностью заключить: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной". При таком наблюдении ум становится бесстрастным и освобождается.
В СН 22.49 говорится, что это распознавание безличности следует распространить на все 5 совокупностей, какие бы они ни были: прошлые, настоящие, будущие, далёкие, близкие, грубые, тонкие, внутренние, внешние, низменные или возвышенные.
В СН 22.51 даётся альтернативный метод, который состоит в распознавании изменчивости 5 совокупностей. Это распознавание тоже способно привести к пресыщению.
Кроме этого, в ДН 14 объясняется отслеживание самих пяти совокупностей наряду с их возникновением и прекращением.
Если практикующий пристально наблюдает таким образом (одним или несколькими из трёх вышеперечисленных), процесс пресыщения последует за этим.
Самоотождествление питается желанием и страстью к пяти совокупностям. В СН 22.25 говорится, что отбросить пять совокупностей можно путём устранения желания и страсти по отношению к ним.
В СН 22.9 Будда также предлагает размышлять о том, что пять совокупностей изменчивы в прошлом и будущем, чего уж говорить о настоящем. Видя это практикующий не будет смотреть на старые 5 совокупностей и не будет желать новых. В отношении настоящих совокупностей он будет развивать пресыщение, бесстрастие и прекращение. За этим последует освобождение через неприсвоение. Это и есть цель практики.
- Оставить комментарий
- 99 просмотров