Сознание обуславливает умственно-материальное

Опубликовано khantibalo от 14 августа, 2020 - 19:09

Теме умственно-материального также посвящён большой раздел в 18 главе Висуддхимагги.

Объяснение в суттах

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

Ощущение, распознавание, воление, соприкосновение и внимание - они называются умственным. Четыре великих первоэлемента и производная от четырёх великих первоэлементов материя называется материальным.
Так это умственное и это материальное является тем, что, друзья, зовётся умственно-материальным.
С возникновением сознания возникает умственно-материальное. С прекращением сознания умственно-материальное прекращается. Путь, ведущий к прекращению умственно-материального - лишь этот благородный восьмеричный путь, а именно: надлежащий взгляд... надлежащая собранность ума.

Объяснение умственного и материального в Висуддхимагге

Viññāṇapaccayānāmarūpapadavitthārakathā

[Рассмотрение] путём анализа умственно-материального: здесь умственное представляет собой три совокупности, а именно совокупность ощущений, совокупность распознавания и совокупность умственных конструкций потому что они склоняются к объекту. Материальное представляет собой четыре великих первоэлемента и материю, являющуюся производной из четырёх великих первоэлементов.

Упоминаемые здесь 4 совокупности разбираются в разделе 5 совокупностей.

Как образуются материальные составляющие организма

Viññāṇapaccayānāmarūpapadavitthārakathā

Момент ума (сознание) воссоединения не порождает материальные составляющие [организма].
Ведь как человек, падающий в пропасть не может поддерживать другого, так и он не способен порождать материальные составляющие из за своей слабости, которая имеет место благодаря слабости физической основы.
Хотя эта порождённая каммой материя являются первой, кто находит опору в нескольких видах бывания, порождения, уделах, уровнях сознания и местопребываниях существ, она тем не менее неспособна существовать дальше без скрепления материей тройного возникновения [посредством ума, температуры (климата) и пища] и также материя тройного возникновения не может существовать дальше без скрепления со стороны первой.
Но когда они таким образом дают друг другу поддержку скреплением, они держатся не разрушаясь как стебли тростника, подпёртые с четырёх сторон, хотя их треплет ветер. И также как корабли со сломанными поплавками, нашедшие опору, даже хотя их треплет ветер где-то посреди океана и они могут проработать год, два года... сто лет, пока срок жизни этих существ или их заслуги не исчерпаются.
Сознание, являющееся причиной умственно-материального, делится на два вида: результирующее и не результирующее.

Вопросы и ответы

Viññāṇapaccayānāmarūpapadavitthārakathā

Здесь можно спросить: "Но как можно узнать, что сознание является условием умственно-материального, [порождаемого?] моментом ума воссоединения?".
Из сутт и из логики.
Ведь в суттах во многих местах утверждается, что сознание является условием ощущения и прочего следующим образом: "явления, происходящие одновременно посредством ума".
Но в части логики объяснение следующее:
Нравится это уму (сознанию) или нет, можно увидеть возникновение некоторых материальных сущностей согласующихся с ним.
И не видимое выводится из видимого. Поэтому можно узнать посредством материальных составляющих, порождённых умом (сознанием), что сознание является условием для невидимых материальных составляющих при воссоединении ума.
Ведь в Паттхане скахано, что подобно порождённым умом [материальным состявляющим], сознание обуславливает и порождённые каммой [материальные составляющие].

Хотя здесь сказано "в суттах", приводится цитата из Абхидхаммы