От сознания - умственно-телесное

Опубликовано khantibalo от

Старый перевод термина "умственно-материальное".

Теме умственно-телесного также посвящён большой раздел в 18 главе Висуддхимагги.

Объяснение в суттах

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

Ощущение, распознавание, воление, соприкосновение и внимание - они называются умственным. Четыре великих первоэлемента и производная от четырёх великих первоэлементов материя называется телесным.
Так это умственное и это телесное является тем, что, друзья, зовётся умственно-телесным.
С возникновением сознания возникает умственно-телесное. С прекращением сознания умственно-телесное прекращается. Путь, ведущий к прекращению умственно-телесного - лишь этот благородный восьмеричный путь, а именно: надлежащий взгляд... надлежащая собранность ума.

Термин nāmarūpa

Основное значение слова nāma - "имя". Однако то определение, которое ему даётся в МН 9 (см. выше) требует другого объяснения. Видимо исходя из этого дост. Нянамоли переводит его как mentality (однако см. сноску)

В Висуддхимагге говорится, что оно склоняется к предмету (чувств) - по всей видимости это характеристика nāma, однако при этом там не говорится, что это синоним citta или mano (умственное). Хотя перевод "умственное" здесь напрашивается, комментарий к Висуддхимагге также пытается найти здесь место и для понимания как "имя".

Nāmarūpapariggahakathāvaṇṇanā

Склонение в сторону предмета означает, что оно не возникает без предмета, склонение именно в этом смысле. Или же оно в смысле присвоения имени.
Ведь ощущение и прочие нематериальные (умственные) явления благодаря повсеместному назначению имён соприкосновению и прочему зовётся именем в смысле присвоения имени, подобно земле (элементу твёрдости) и прочим (элементам), которые дают своё имя волосам, горшкам и прочему находясь внутри них.

(там есть ещё одно объяснение, но очень путанное, мне не удалось его перевести)

В Патисамбхидамагге даётся определение терминам nāmakāyo и rūpakāyo.

Прим. khantibalo: если бы подразумевались имена, мы могли бы в сутте ожидать перечисление собственных имён, чего нет. Из даваемого ниже объяснения Висуддхимагги следует, что на этом этапе другими словами объяснены 5 совокупностей за вычетом сознания. Из этих соображений naama можно понимать как нетелесное (arūpa) или умственное.

Объяснение умственного и телесного в Висуддхимагге

Viññāṇapaccayānāmarūpapadavitthārakathā

[Рассмотрение] путём анализа умственно-телесного: здесь умственное представляет собой три совокупности, а именно совокупность ощущений, совокупность распознавания и совокупность умственных конструкций потому что они склоняются к объекту. Телесное представляет собой четыре великих первоэлемента и материю, являющуюся производной из четырёх великих первоэлементов.

Упоминаемые здесь 4 совокупности разбираются в разделе 5 совокупностей.

Как образуются материальные составляющие тела

Viññāṇapaccayānāmarūpapadavitthārakathā

Момент ума (сознание) воссоединения не порождает телесное.
Ведь как человек, падающий в пропасть не может поддерживать другого, так и он не способен порождать телесное из за своей слабости, которая имеет место благодаря слабости физической основы.
Хотя эта порождённая каммой материя являются первой, кто находит опору в нескольких видах бывания, порождения, уделах, уровнях сознания и местопребываниях существ, она тем не менее неспособна существовать дальше без скрепления материей тройного возникновения [посредством ума, температуры (климата) и пищи] и также материя тройного возникновения не может существовать дальше без скрепления со стороны первой.
Но когда они таким образом дают друг другу поддержку скреплением, они держатся не разрушаясь как стебли тростника, подпёртые с четырёх сторон, хотя их треплет ветер. И также как корабли со сломанными поплавками, нашедшие опору, даже хотя их треплет ветер где-то посреди океана и они могут проработать год, два года... сто лет, пока срок жизни этих существ или их заслуги не исчерпаются.
Сознание, являющееся причиной умственно-телесного, делится на два вида: результирующее и не результирующее.

Вопросы и ответы

Viññāṇapaccayānāmarūpapadavitthārakathā

Здесь можно спросить: "Но как можно узнать, что сознание является условием умственно-телесного, [порождаемого?] моментом ума воссоединения?".
Из сутт и из логики.
Ведь в суттах во многих местах утверждается, что сознание является условием ощущения и прочего следующим образом: "явления, происходящие одновременно посредством ума".
Но в части логики объяснение следующее:
Нравится это уму (сознанию) или нет, можно увидеть возникновение некоторых материальных сущностей согласующихся с ним.
И не видимое выводится из видимого. Поэтому можно узнать посредством материальных составляющих тела, порождённых умом (сознанием), что сознание является условием для невидимых материальных составляющих тела при воссоединении ума.
Ведь в Паттхане скахано, что подобно порождённым умом [состявляющим тела], сознание обуславливает и порождённые каммой [составляющие тела].

Хотя здесь сказано "в суттах", приводится цитата из Абхидхаммы