Дост. Сарипутта показывает, в каком случае человек считается обладающим надлежащим взглядом, непоколебимой приверженностью Дхамме, пришедшим к этой истинной дхамме (комм.: ниббане).
Благотворное, неблаготворное и их корни
Последователь благородных познаёт следующее:
| неблаготворное | благотворное | |
| определение (подробно см. в АН 10.176) |
1. убийство живых существ | отказ от убийства |
| 2. взятие неданного | отказ от взятия неданного | |
| 3. дурное сексуальное поведение | отказ от дурного сексуального поведения | |
| 4. ложная речь | отказ от ложной речи | |
| 5. вызывающая распри речь (клевета и сплетни) | отказ от вызывающей распри речи | |
| 6. грубая речь | отказ от грубой речи | |
| 7. пустая болтовня | отказ от пустой болтовни | |
| 8. жажда завладеть чужой собственностью | отказ от жажды чужого | |
| 9. недоброжелательность | отказ от недоброжелательности | |
| 10. ненадлежащие (ложные) взгляды | надлежащие (истинные) взгляды | |
| корни | 1. алчность | отсутствие алчности |
| 2. отвращение | отсутствие отвращения | |
| 3. заблуждение (неведение) | отсутствие заблуждения |
Питание
Последователь благородных познаёт следующее:
| питание | физическая пища, соприкосновение, воление, сознание |
| происхождение питания | питание возникает с возникновением жажды |
| прекращение питания | питание прекращается с прекращением жажды |
| путь, ведущий к прекращению питания | благородный восьмеричный путь |
В чём состоит познание питания (по комментарию):
| объяснение | как поддерживает существ | в чём состоит опасность | как устраняется желание | что происходит при устранении желания | |
| физическая пища | грубая и тонкая пища живых существ | питает материальные составляющие тела | в желании её приобретения и опасностях в процессе удовлетворения этого желания | путём отношения к ней как к плоти своего собственного сына, путём рефлексии из МН2 | постигается оно само и его основа - 5 струн чувственных удовольствий |
| соприкосновение | возникает в шести сферах чувств благодаря сочетанию способности, предмета чувств и сознания | через соприкосновение с предметом чувств, будучи основой для ощущений | тот, кто наслаждается соприкосновением, совершает дурные поступки, подвергается за них наказанию и попадает в дурной удел | путём отношения к нему как к источнику страданий | постигается оно само и его основа - 3 вида ощущений |
| воление | камма, ведущая к быванию на трёх уровнях бытия | путём накопления каммы, ведущей на три уровня бывания | в опасности трёх уровней бывания | путём отношения к нему как к тому, что тащит в три уровня бывания | постигается оно само и его основа - 3 вида жажды |
| сознание | момент ума воссоединения | путём сознавания и также приводя к появлению умственно-материального | в опасности трёх уровней бывания, которые проявляются благодаря воссоединению ума | путём отношения к нему как к удару копьём, к совокупностям как к появлению ран, к страданиям как к мучениям от ран | постигается оно само и его основа - умственно-материальное |
Как жажда порождает 4 вида питания (по комментарию):
| каммически приобретённое питание | питание, не приобретённое каммически | |
| физическая пища | прошлая жажда порождает сознание воссоединения, в момент воссоединения порождается питательная сущность | материальное с питательной сущностью порождается 8 видами сознания (см. ниже) |
| соприкосновение | связаны с моментом ума воссоединения | сопровождают 8 видов сознания (см. ниже) |
| воление | ||
| сознание | жажда порождает 8 видов сознания с алчностью |
Реальности для благородных
Последователь благородных познаёт следующее:
| 1 | страдание |
итог: пять присваиваемых совокупностей мучительны. |
| 2 | происхождение страдания |
|
| 3 | прекращение страдания | безостаточное затухание и прекращение жажды |
| 4 | путь прекращения страдания |
|
Факторы обусловленного возникновения
| № | название | определение | как возникает |
| 1 | старость и смерть | с возникновением рождения | |
| 2 | рождение | появление совокупностей и способностей восприятия | с возникновением бывания |
| 3 | пребывание |
|
с возникновением привязанности |
| 4 | привязанность |
|
с возникновением жажды |
| 5 | жажда |
|
с возникновением ощущения |
| 6 | ощущение |
|
с возникновением соприкосновения |
| 7 | соприкосновение |
|
с возникновением 6 сфер чувств |
| 8 | 6 сфер чувств |
|
с возникновением умственно-телесного |
| 9 | умственно - телесное |
умственное:
телесное: четыре великих первоэлемента и производная от них материя |
с возникновением сознания |
| 10 | сознание |
|
с возникновением волевых конструкций |
| 11 | волевые конструкции |
|
с возникновением неведения |
| 12 | неведение |
|
с возникновением влечений |
| 13 | влечения |
|
с возникновением неведения |
Факторы прекращаются с прекращением того, с чем они возникают. Путём прекращения этих факторов является благородный восьмеричный путь.
Прекращение страданий
| Понимая что-то из следующего | последователь благородных |
|
|
В этих случаях последователь благородных к считается обладающим надлежащим взглядом, непоколебимой приверженностью Дхамме, пришедшим к этой истинной Дхамме (комм: ниббане).
- Оставить комментарий
- 295 просмотров