12 сфер чувств

Опубликовано khantibalo от 8 сентября, 2020 - 16:19

12 сфер чувств разбираются в 15 главе Висуддхимагги и также некоторые определения даются в 14 главе.

1. Шесть внутренних сфер чувств

6. Chachakkasuttaṃ

 

2. Шесть внешних сфер чувств

6. Chachakkasuttaṃ

 

Сферы делятся на внутренние (способности чувственного восприятия) и внешние (объекты чувств). В висуддхимагге для первых 5 сфер даются следующие определения, при этом внутренние сферы понимаются как органы чувств:

Зрение и образное

Rūpakkhandhakathā

 

Rūpakkhandhakathā

 

Слух и звуки

Rūpakkhandhakathā

 

Rūpakkhandhakathā

 

Обоняние и запахи

Rūpakkhandhakathā

 

Rūpakkhandhakathā

 

Чувство вкуса и вкусы

Rūpakkhandhakathā

 

Rūpakkhandhakathā

 

Осязание (тело) и осязаемые предметы

Rūpakkhandhakathā

 

Осязаемые предметы описаны в комментарии к Висуддхимагге, где говорится, что осязаемые предметы - это элементы твёрдости, теплоты и движения. Даётся подробное объяснение почему элемент жидкости исключается.

Рассудок и познаваемые явления

В АН 4.14 говорится, что связь между ними следующая: явления познаются рассудком:

4. Saṃvarasuttaṃ

 

В Висуддхимагге:

Сфера рассудка определяется в Висуддхимагге через совокупность сознания:

Āyatanavitthārakathā

 

89 видов сознания в 14 главе Висуддхимагги классифицируются следующим образом:

  1. Благотворное состояние сознания 4 категорий:
    • относящееся к миру страсти (8 видов)
    • к тонкоматериальному миру (5 видов)
    • к нематериальному миру (4 вида)
    • надмирские (4 вида)
  2. Неблаготворное состояние сознания - относится только к миру страсти. Делится на 3 категории в зависимости от корня:
    • алчность (8 видов)
    • отвращение (2 вида)
    • неведение (2 вида)
  3. Неопределённое состояние сознания двух категорий:
    • результирующее (32 мирских + 4 надмирских видов)
    • функциональное (20 видов)

Из этого объяснения следует, что в сферу рассудка входят не все 89 состояний сознания, а только 81 мирское:

Nāmarūpapariggahakathā

 

Сфера познаваемых рассудком явлений определяется в Висуддхимагге как всё, входящее в 3 нетелесные совокупности, часть материальных явлений и ниббана:

Āyatanavitthārakathā

 

Это объяснение основано на объяснении Абхидхаммы, где кратко перечисляются эти виды тонкой материи. Интересно, что аналогичное объяснение даётся для термина dhammadhātu, возможно смешение. 

Из полного списка, даваемого в Висуддхимагге в него входят следующие материальные явления: свойство женского пола, свойство мужского пола, способность жить, сердечная основа, телесное выражение, речевое выражение, элемент пространства, лёгкость материи, мягкость материи, податливость материи, рост материи, непрерывность материи, старение материи, изменчивость материи и грубая пища. Есть версия, согласно которой в этот список входят только концепции, понятия. Однако вопрос с грубой пищей - речь о ней самой или только о концепции.

В 14 главе говорится, что смысл слов "сознание", "ум" и "рассудок" одинаков:

Viññāṇakkhandhakathā

 

В комментариях:

Внешняя сфера для рассудка в комментарии к МН 10 определяется как умственные явления, связанные с процессом чувственного восприятия:

Catusampajaññapabbavaṇṇanā

 

В том же комментарии к МН 10 делается попытка сопоставить шесть сфер и 5 совокупностей. Там говорится, что сфера рассудка соответствует совокупности сознания, а в его внешнюю сферу следует включать остающиеся нетелесные совокупности - ощущение, распознавание и умственные конструкции:

Āyatanapabbavaṇṇanā

 

В работах современных авторов:

Сыркин 2020 переводит как "разум" и "постигаемые предметы". ББ в АН 4.14 переводит как "ум", которым сознаётся "умственное явление", видимо учитывая только 3 нетелесные совокупности. В целом если взять переводы текстов канона различных авторов, в переводе этих двух терминов mano и dhamma наблюдается большие расхождения. Это отражает сложность их трактовки и отсутствие в самом каноне точных определений.


Когда объясняется процесс познания объекта чувств, в 1 главе Висуддхимагги описывая познание образного с помощью зрения говорится, что видит именно зрительное сознание, а не физический орган зрения:

Indriyasaṃvarasīlaṃ

 

В наставлении "шесть шестёрок" объясняется безличность всего, входящего в набор от шести сфер и до жажды включительно.

Шесть внутренних сфер чувств входят в "обусловленное возникновение" после умственно-материального и обуславливаются им.

Преодоление оков происходит в результате знания и видения изменчивости и безличности шести сфер.