3 корня благотворного

Опубликовано khantibalo от

Определение

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

А что является корнем благотворного?
Отказ от алчности является корнем благотворного, отказ от отвращения является корнем благотворного, отказ от заблуждения является корнем благотворного. Вот что, друзья, называется корнем благотворного.

В Абхидхамме даются такие объяснения:

Hetugocchakaṃ

Что здесь отсутствие алчности?
Отсутствие алчности, желания, отсутствие очарованности, страстности, отсутствие корысти, отсутствие алчности, которое является корнем благотворного.
Что здесь отсутствие отвращения?
Отсутствие отвращения, ненависти, любовь, дружелюбие, дружественное отношение, нежная забота, прощение, стремление к общему благу, сострадание, отсутствие недоброжелательности, злого умысла, отсутствие отвращения, которое является корнем благотворного.
Что здесь отсутствие заблуждения?
Знание страдания, происхождения страдания, прекращения страдания, пути, ведущего к прекращению страдания, знание прошлого, знание будущего, знание того и другого, знание обусловленности одного другим обусловленно возникших явлений, даже та мудрость, которая состоит в понимании, поиске, исследовании, поиске истины и прочего.

Связь с поступками

Согласно МН 9 они мотивируют следующие поступки:

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

А что, друзья, благотворно?
Воздержание от убийства живых существ благотворно, воздержание от взятия неданного благотворно, воздержание от ненадлежащего сексуального поведения благотворно, воздержание от ложной речи благотворно, воздержание от ссорящей речи благотворно, воздержание от грубой речи благотворно, воздержание от пустой болтовни благотворно, воздержание от желания чужой собственности благотворно, воздержание от недоброжелательности благотворно, истинные взгляды благотворны.

Комментарий объясняет как три благотворных корня действуют для 10 благотворных поступков:

  • первые семь путей благотворных поступков (воздержание от убийства - воздержание от пустой болтовни): действуют все три корня благотворного, если человек воздерживается от дурного с моментом ума, связанным со знанием (видимо понимая, что эти поступки неблаготворны) и только отсутствие алчности и отсутствие отвращения в противном случае (видимо когда воздерживается по традиции и т.п.)
  • воздержание от жажды чужой собственности: при наличии знания действует корни отсутствия алчности и отсутствия неведения и только отсутствие алчности при отсутствии знания
  • воздержание от недоброжелательности: при наличии знания действует корни отсутствия отвращения и отсутствия неведения и только отсутствие отвращения при отсутствии знания
  • надлежащие взгляды: два корня во всех случаях - отсутствие алчности и остутствие отвращения

Почему они являются корнями благотворного

Kusalakammapathavaṇṇanā

Среди них отсутствие алчности само по себе благотворно и также оно является корнем этих благотворных путей каммы, начинающихся с отказа от убийства живых существ. Для некоторых [оно является корнем] в том смысле, что это связанная производящая причина, а для некоторых это поддерживающее условие. Поэтому оно является корнем благотворного.
Тот же способ применим к корням благотворного "отсутствие отвращения" и "отсутствие неведения".