Рождение обуславливает старость, смерть и прочие страдания

Опубликовано khantibalo от 2 апреля, 2021 - 16:56

Объяснение в суттах

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

Тех или других существ среди той или другой группы существ старение, дряхлость, сломанные зубы, седина, морщины, упадок жизненной силы, ослабление способностей восприятия. Это, друзья, называется старостью.
И что такое, друзья, смерть?
Тех или других существ среди той или другой группы существ пропадание, уход, разрушение, исчезновение, умирание, смерть, конец времени жизни, разрушение совокупностей, отбрасывание тела, прерывание способности жить. Это, друзья, называется смертью.
Эта старость и эта смерть являются тем, что зовётся старостью и смертью.
С возникновением рождения возникает старость и смерть, с прекращением рождения старость и смерть прекращается. Путём прекращения старости и смерти является лишь этот благородный восьмеричный путь: надлежащий взгляд, надлежащее намерение, надлежащая речь, надлежащая деятельность, надлежащие средства к существованию, надлежащее усилие, надлежащее памятование, надлежащая собранность ума.

В полном варианте этой формулы рождение помимо старости и смерти обуславливает и несколько видов страданий:

1. Paṭhamabodhisuttaṃ

"Когда есть это, есть то, от возникновения этого возникает то, а именно: неведение обуславливает волевые конструкции, волевые конструкции обуславливают сознание, сознание обуславливает умственно-материальное, умственно-материальное обуславливает шесть сфер чувств, шесть сфер чувств обуславливают соприкосновение, соприкосновение обуславливает ощущение, ощущение обуславливает жажду, жажда обуславливает привязанность, привязанность обуславливает бывание, бывание обуславливает рождение, обусловленные рождением возникают старость, смерть, печаль, плач, [физическая] боль, умственные муки, отчаяние.

Объяснение старости, смерти и видов страданий даётся в ДН 22 и разбирается по суттам, Висуддхимагге и комментариям на странице первой реальности для благородных.

Каким образом рождение является условием для старости, смерти и прочего

Bhavapaccayājātiādivitthārakathā

И когда нет рождения, не возникают такие явления как старость, смерть и набор, начинающийся с печали.
Но когда есть рождение, то старость и смерть возникают, и также возникает набор явлений, начинающихся с печали, которые или связаны со старостью и смертью у глупца, который подвергается мучительным явлениям, называемым старостью и смертью или не связаны у того, который подвергается тому или иному мучительному явлению.
Поэтому рождение является условием для старости и смерти и также для печали и прочего.