Смерть, медитация на тему смерти

Опубликовано khantibalo от 6 августа, 2020 - 19:44

Тема смерти в каноне по тайской декламации по умершим

Декламация проводится по просьбе мирян через определённые периоды после кремации умершего. Полный текст на пали и русском доступен здесь, см. "декламация по умершим". Реально читаемый текст можно увидеть, нажав на этой же странице кнопку "таблица" или "подстрочник".

1. Строфы сравнения с горой из СН 3.25. Частично переведён комментарий к этому тексту, описывающий историю его происхождения и объясняющий смысл стихов.

2. Строфы о благородном богатстве из СН 55.26. Конспективно, СН 55.26 можно изложить следующим образом.

Болезнь может прекратиться, если человек вспоминает о следующих своих благих качествах

  1. непоколебимая убеждённость в Будде
  2. непоколебимая убеждённость в Дхамме
  3. непоколебимая убеждённость в Сообществе
  4. обладание нравственными качествами (комм.: связанные с путём и плодом)
  5. обладание надлежащим взглядом
  6. обладание надлежащим намерением
  7. обладание надлежащей речью
  8. обладание надлежащей деятельностью
  9. обладание надлежащими средствами к существованию
  10. обладание надлежащими усилиями
  11. обладание надлежащим памятованием
  12. обладание надлежащей собранностью ума
  13. обладание надлежащим знанием (комм: рефлексией)
  14. обладание надлежащим освобождением (комм: ведущим к цели)

5-12 - факторы Б8П.

3. Наставление о закономерности АН 3.137.

Текст говорит о независимости трёх характеристик от того, открывает их Будда или нет. Три характеристики разбираются в статьях на нашем сайте.

4. Строфы о трёх характеристиках и прочем.

Первые 3 строфы идут из 20 главы Дхаммапады. Для них переведены истории их происхождения: 277, 278, 279.

Последние 2 строфы идут из 6 главы Дхаммапады. Для них переведены истории их происхождения: 85,86 , 87,88,89.

5. Формула обусловленного возникновения.

Обусловленное возникновение разбирается в статье на нашем сайте. Материал МН9 и Висуддхимагги сведён в конспект.

6. Три восклицания Будды

Сказаны Буддой под деревом Бодхи на седьмой день после Постижения. Будда изрёк их, направив ум на обусловленное возникновение.

Эти стихи приводятся в Удане вместе с историями: УД 1.1 , УД 1.2, УД 1.3 (полчища Мары). В комм. к Винае есть разбор этих стихов (не переведён).

7. Строфы об одном прекрасном дне

Это фрагмент МН 131. Конспективно её можно представить следующим образом:

Не следует бегать за прошлым, избегая захваченности наслаждением о прошлых 5 совокупностях типа "в прошлом у меня было такое-то тело".

Не следует возлагать надежды на будущее, избегая захваченности наслаждением о прошлых 5 совокупностях типа "в будущем у меня будет такое-то тело".

Не вовлекаться в отношении явлений в настоящем означает избегать 4 видов самоотождествления с 5 совокупностями.

К строфам переведён пословный комментарий.

8. Строфы одежд из лохмотьев.

1 строфа завершает ДН 17 и также её говорит Сакка после кончины Будды в ДН 16. В комментарии к ДН16 объяснение совсем краткое.

2 строфа неканоническая

3 строфа из Дхаммапады. Переведена история её происхождения: 41.

Медитация на тему смерти в Висуддхимагге

В Висуддхимагге эта тема рассматривается в 8 главе.

Под смертью подразумевается прерывание способности жить, классифицируемое следующим образом:

  • своевременная смерть
    • от исчерпания заслуг - когда исчерпана камма, породившая текущую жизни
    • от исчерпания времени жизни - когда закончился отведённый для данного типа существ срок жизни
    • от исчерпания заслуг и времени жизни
  • несвоевременная смерть (из-за нападения с помощью оружия и др.)

Общие указания по практике (первый способ)

Необходимо уйти в уединённое место и найти тех существ, кто умер или был убит, и кого ранее практикующий наблюдал наслаждающимися всевозможными благами. Следует направлять на них основательное внимание следующим образом: "смерть наступит, способность жить будет прервана" или "смерть, смерть". Это следует делать с памятованием, чувством срочности и знанием.

Основательное внимание здесь означает не направление такого внимания на [возможную] смерть живых людей, в особенности дорогих, неприятных, безразличных и себя самого.

Для некоторых этого может быть достаточно для достижения сосредоточения доступа.

Второй способ

Воспоминание о смерти восемью способами.

1. Смерть как имеющая облик убийцы

Смерть приходит с рождения и подобна убийце с занесённым мечом. Она приходит с рождением и забирает жизнь. Жизнь всегда идёт в направлении к смерти (через старение и проч.) и никогда не поворачивает вспять. Смерть уносит жизнь и никогда не возвращает её назад. Метафора с поганками, с солнцем, с ручьём и другие.

2. Смерть как разрушение успеха

Смерть окончательно разрушает успех жизни: здоровье заканчивается болезнью, молодость - старостью, жизнь - смертью. В СН 3.136 говорится, что старость и смерть наступает на людей всех сословий и никакими средствами её не победить. Также пример императора Асоки (Ашоки) завоевавшего весь мир и совершившего огромные благодеяния, которому пришлось умереть не смотря на всё это.

3. Смерть путём сравнения себя с другими

Следующее размышление: "Смерть пришла даже к этим выдающимся существам, что уж говорить обо мне".

  • к обладающим огромной славой - Махасудассана из ДН17 и персонажи джатак
  • к обладающим большими заслугами - персонажи из историй в тексте Висуддхимагги и комментариев
  • к обладающим огромной силой - персонажи джатак
  • к обладающим огромными сверхсилами - Махамоггаллана
  • к обладающим огромной мудростью - Сарипутта
  • к паччекабуддам - хотя они самостоятельно достигли прекращения влечений, смерти не избежали (перечень в МН116)
  • к постигшим в совершенстве буддами - Будда со всеми его силами, величием и заслугами

4. Смерть как деление этого тела со многими

  • в теле живёт 80 семей червей - из-за расстройства этих червей тело может умереть
  • в теле живёт множество болезней - они могут привести к смерти
  • все виды несчастий (будущие опасности) попадают в тело как стрелы в мишень - они тоже могут привести к смерти

5. Смерть как хрупкость жизни

Жизнь прерывается:

  • при расстройстве дыхания
  • при неравномерной смене положений тела
  • при неравномерном (воз)действии холода и жары
  • при расстройстве первоэлементов
  • при отсутствии своевременного получения грубой пищи

6. Смерть как неопределённое, непредсказуемое событие

Следующие вещи не определены:

  • продолжительность жизни - не указано заранее сколько должно быть прожито. Смерть может наступить в любой момент жизни, в т.ч. в утробе матери.
  • болезнь, от которой произойдёт смерть - нет какой-то одной определённой болезни, от которой умирают существа
  • время смерти - время суток, в которое происходит смерть, не фиксирована
  • где будет лежать тело - нет чёткого определения, что оно будет лежать в деревне, в городе, в море, на суше и т.п.
  • удел - неизвестно где произойдёт перерождение, оно не зависит от того, в каком мире существо умерло

7. Смерть как ограниченность срока

Продолжительность жизни человека сейчас столь невелика (~100 лет), что невозможно быть уверенным в ней даже на срок, требуемый для пережёвывания 4-5 комков пищи или вдох и выдох. Семь метафор из Арака сутты (АН7.70).

8. Смерть как кратковременность момента

В истинном смысле срок жизни существ составляет один момент ума, после которого можно говорить об исчезновении существа. Метафора с колесом, которое касается земли всегда в одной точке.

Итог

Воспоминание о смерти с помощью любого из этих восьми способов может привести к сосредоточению доступа, но полная поглощённость с этим объектом не достигается.