Жажда обуславливает привязанность

Опубликовано khantibalo от 14 августа, 2020 - 19:22

Объяснение в суттах

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

Есть, друзья, эти четыре вида привязанности: привязанность к чувственным удовольствиям, привязанность к взглядам, привязанность к образам действия и обетам и привязанность к теориям о личности.
С возникновением жажды возникает привязанность. С прекращением жажды привязанность прекращается. Путь, ведущий к прекращению привязанности - лишь этот благородный восьмеричный путь, а именно: надлежащий взгляд... надлежащая собранность ума.

Привязанность к чувственным удовольствиям

Привязанность к чувственным удовольствиям - это сильная степень жажды, объясняющаяся следующим образом:

Taṇhāpaccayāupādānapadavitthārakathā

То, что в случае чувственных удовольствий является страстью к чувственным удовольствиям, жадностью к чувственным удовольствиям, наслаждением чувственными удовольствиями, жаждой чувственных удовольствий, лихорадкой чувственных удовольствий, очарованностью чувственными удовольствиями, приверженность чувственным удовольствиям - это называется привязанностью к чувственным удовольствиям". - поэтому привязанность к чувственным удовольствиям кратко называется "крепкостью жажды".
"Крепкость жажды" - это название самой последующей жажды, которая стала крепкой под влиянием предыдущей жажды, выступающей способствующей предпосылкой.

Она подразделяется на 108 видов в отношении образного и прочего. В комментарии к МН 9, что речь о сильной страсти к 5 струнам чувственных удовольствий.

Привязанность к взглядам

7. Mahācattārīsakasuttaṃ

Каков же, монахи, ненадлежащий взгляд?
"Нет ничего что подаётся, что подносится, что жертвуется, не существует плода благих и дурных поступков, нет этого мира, нет мира после смерти, нет матери, нет отца, нет самопроизвольно перерождающихся существ, нет в мире отшельников и брахманов с надлежащим достижением и надлежащей практикой, которые провозглашают этот мир и следующий, познав его с помощью собственного знания. " - таков, о монахи, ненадлежащий взгляд.

Привязанность к образам действия и обетам

Taṇhāpaccayāupādānapadavitthārakathā

Привязанность к образам действия и обетам - это приверженность к взгляду, что очищение достигается путём образов действия и обетов.
Согласно сказаному: "Что здесь привязанность к образам действия и обетам?
Что очищение приходит путём образа действия, что очищение приходит путём обета, что очищение путём приходит путём образа действия и обета: такой взгляд как этот, такое извращённое предположение.
Это называется привязанностью к образам действия и обетам".

Конкретный пример такой привязанности:

Upādānavāravaṇṇanā

Ведь когда человек придерживается взгляда, что образы действия коровы или обеты коровы приносят очищение, это само и есть привязанность. Таково краткое объяснение.

Привязанность к теориям о личности

20 теорий, которые получаются на основе 4 взглядов по отношению к 5 совокупностям. Описаны в СН 22.7, разбираются на странице убеждение в самоотождествлении.

Порядок возникновения

Taṇhāpaccayāupādānapadavitthārakathā

Здесь порядок возникновения умственных загрязнений не должен пониматься буквально, потому что в бесконечном цикле перерождений нет первого возникновения загрязнений ума.
В относительном смысле принцип следующий: обычно в одном состоянии бытия ошибочному пониманию вечности и уничтожения (или упорству в нём) предшествует мнение о личности [я есть это]. После этого, когда человек полагает, что нечто являющееся им самим является вечным, у него возникает привязанность к образам действия и обетам с целью очищения того самого, что является им. И когда человек полагает, что являющееся им разрушается, пренебрегая таким образом следующей жизнью, в нём возникает привязанность к чувственным удовольствиям. Поэтому сначала возникает теория о личности и после этого привязанность к ложным взглядам, привязанность к образам действия и обетам или к чувственным удовольствиям. Таков порядок их возникновения в одном состоянии бытия.

Порядок прекращения

Taṇhāpaccayāupādānapadavitthārakathā

И здесь привязанность к ложным взглядам и остальное прекращается первым, поскольку они уничтожаются путём вхождения в поток.
Привязанность к чувственным удовольствиям прекращается позже, поскольку она уничтожается путём архатства. Таков порядок их прекращения.

Порядок преподавания

Taṇhāpaccayāupādānapadavitthārakathā

Однако привязанность к чувственным удовольствиям объясняется первой из них из-за масштабов её области и благодаря её очевидности.
... И обычно привязанность к чувственным удовольствиям является очевидной из-за любви этого поколения к привязанности, а не к другим разновидностям.
Охваченный привязанностью к чувственным удовольствиям много предаётся показам и церемониям с целью добраться до чувственных удовольствий. Привязанность к ложным взглядам идёт за привязанностью к чувственным удовольствиям, поскольку эти показы и церемонии являются его ложными взглядами.
И оно затем делится на две части как привязанность к образам действия и обетам и к теориям о личности. Из этих двух сначала объясняют привязанность к образам действия и обетам, являющуюся грубой, поскольку её можно распознать увидев её в форме образа действия быка и образа действия собаки.
Привязанность к теориям о личности объясняется последней из-за её трудноуловимости. Таков порядок преподавания.