Соприкосновение обуславливает ощущение

Опубликовано khantibalo от 14 августа, 2020 - 19:18

Объяснение в суттах

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

Есть, друзья, шесть собраний ощущения: ощущение, возникающее от соприкосновения зрения, ощущение, возникающее от соприкосновения слуха, ощущение, возникающее от соприкосновения обоняния, ощущение, возникающее от соприкосновения чувства вкуса, ощущение, возникающее от соприкосновения осязания, ощущение, возникающее от соприкосновения рассудка.
С возникновением соприкосновения возникает ощущение. С прекращением соприкосновения ощущение прекращается. Путь, ведущий к прекращению ощущения - лишь этот благородный восьмеричный путь, а именно: надлежащий взгляд... надлежащая собранность ума.

Как возникает соприкосновение

6. Chachakkasuttaṃ

При условии зрения и образного возникает сознание зрения, сочетание их трех – соприкосновение;
при условии слуха и звуков возникает сознание слуха, сочетание их трех – соприкосновение;
при условии обоняния и запахов возникает сознание обоняния, сочетание их трех – соприкосновение;
при условии чувства вкуса и вкусов возникает сознание чувства вкуса, сочетание их трех – соприкосновение;
при условии осязания и осязаемых предметов возникает сознание осязания, сочетание их трех – соприкосновение;
при условии рассудка и познаваемых явлений возникает сознание рассудка, сочетание их трех – соприкосновение.

Объяснение в Висуддхимагге

Phassapaccayāvedanāpadavitthārakathā

В анализе этой фразы в Вибханге даётся только шесть видов ощущения согласно вратам: "Ощущение, порождённое соприкосновением зрения,
ощущение, порождённое соприкосновением слуха, обоняния, чувства вкуса, осязания, рассудка". Тем не менее, когда приводится деление согласно связи с 89 видами моментов ума (сознания), их 89.

Совокупность ощущений разбирается в разделе 5 совокупностей