Неведение обуславливает волевые конструкции

Опубликовано khantibalo от 14 августа, 2020 - 18:37

Неведение

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

Незнание страдания, незнание происхождения страдания, незнание прекращения страдания, незнание пути прекращения страдания - это, друзья, называется неведением.
С возникновением влечения возникает неведение. С прекращением влечения неведение прекращается. Путь, ведущий к прекращению неведения - лишь этот благородный восьмеричный путь, а именно: надлежащий взгляд... надлежащая собранность ума.

 

В Абхидхамме к этим четырём видам добавляется ещё 4 пункта:

1. Незнание о прошлом.

Это означает незнание о прошлых совокупностях. Человек не осведомлён, что в момент смерти происходит лишь разрушение совокупностей. Он думает, что это происходит переселение вечной сущности.

2. Незнание о будущем

Это означает незнание о будущих совокупностях. Человек не осведомлён, что в момент смерти происходит лишь появление совокупностей. Он думает, что это происходит возрождение вечной сущности.

3. Незнание о прошлом и будущем

Это означает незнание о прошлых и будущих совокупностях. Человек не осведомлён о круге бытия, который на самом деле представляет собой последовательность совокупностей, первоэлементов и сфер чувств. Он думает, что это вечная сущность переходит из того мира в этот мир и из этого мира в другой мир.

4. Незнание обусловленности одного другим и обусловленно возникших явлениях

Эти два понятия определены в разделе "анализ понятия, краткое объяснение". Не зная их он считает конструированные явления собой и своими. Он считает, что что-то являющееся им знает или не знает, совершает поступки и побуждает совершать поступки, возрождается при перерождении. Также он может считать, что некие высшие силы наделяют его способностями восприятия, благодаря чему он испытывает ощущения, жаждет и т.п. и потом снова возрождается. Или имеет другие подобные взгляды.

Неведение держит скрытой всю эту восьмёрку и не даёт постичь их функции и характеристики (описывались в разделе "анализ понятия, краткое объяснение").

Влечения

В МН 9 говорится, что неведение также обусловлено и его условием являются влечения, которые вместе с неведением взаимно обуславливают друг друга:

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

Что такое влечение, что такое происхождение влечения, что такое прекращение влечения, что такое путь, ведущий к прекращению влечения?
Есть, друзья, эти три вида влечений: влечение к чувственным удовольствиям, влечение к быванию, влечение к неведению.
С возникновением неведения возникает влечение. С прекращением неведения влечение прекращается. Путь, ведущий к прекращению влечения - лишь этот благородный восьмеричный путь, а именно: надлежащий взгляд... надлежащая собранность ума.

Влечения обычно не включаются в классическую 12-звенную формулу обусловленного возникновения. В комментарии к МН 9 говорится, что благодаря взаимному обуславливанию неведения и влечений показывается невозможность существования какого-либо начала у сансары. Где возникает неведение, там возникают влечения, потому что неведение становится влечением к неведению. Утверждение об отсутствии начальной точки у неведения даётся в АН 10.61

Влечения разбираются в отдельной статье влечения.

Волевые конструкции

Волевые конструкции можно классифицировать по качеству поступков, которыми они проявляются и по вратам, через которые они проявляются.

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

Есть, друзья, три вида волевых конструкций: волевые конструкции, проявляющиеся в виде поступков тела, волевые конструкции, проявляющиеся в виде поступков речи, волевые конструкции, проявляющиеся в виде поступков ума.
С возникновением неведения возникают волевые конструкции. С прекращением неведения волевые конструкции прекращаются. Путь, ведущий к прекращению волевых конструкций - лишь этот благородный восьмеричный путь, а именно: надлежащий взгляд... надлежащая собранность ума.

По качеству поступков (СН 12.51) деление волевых конструкций следующее:

  1. волевые конструкции, проявляющихся в виде добродетельных поступков. это 13 видов волений, 8 из которых проявляются при дарении, нравственном поведении и проч, 5 относятся к волениям в процессе медитации и относятся к тонкоматериальному миру (видимо связанные с 5 джханами)
  2. волевые конструкции, проявляющихся в виде дурных поступков. это 12 видов волений, проявляющихся при убийстве, взятии неданного и проч
  3. волевые конструкции, проявляющихся в виде непоколебимого. это 4 вида волений в процессе медитации, относящиеся к нематериальному миру (видимо связанные с 4 нематериальными джханами)

Всего получается 29 видов волений.

8 благотворных волений, относящихся к миру страсти и 12 неблаготворных волений проявляются через поступки тела или речи. Все 29 видов волений могут проявляться во вратах ума без какого-либо другого проявления. Таким образом эта тройка входит в первую тройку и неведение является условием просто для волений из первой тройки.

То же объяснение в Абхидхамме.

Каким образом человек творит три вида волевых конструкций

Неведение на предмет совокупностей, а также обусловленного возникновения, порождает взгляды о вечной сущности, которая перевоплощается из жизни в жизнь, о властителе мира, который формирует тело и наделяет способностями восприятия, о беспричинном появлении существ и другие.

Avijjāpaccayāsaṅkhārapadavitthārakathā

Вот так он [всё] представляет, ослеплённый неведением. Он подобен слепому человеку, скитающемуся по земле, встречающий то правильные, то неправильные пути, то возвышенности то низины, то равнины, то неровную поверхность, и также он конструирует то волевые конструкции, проявляющиеся в виде добродетельных поступков, то волевые конструкции, проявляющиеся в виде дурных поступков то волевые конструкции, проявляющиеся в виде непоколебимого.

Как установить, что условием волевых конструкций является неведение

Волевые конструкции существуют, когда существует неведение.

Если неведение не устранено, то

  • из-за незнания страдания человек принимает за приятное то, что на самом деле является страданием в круге перерождений. Он конструирует 3 вида волевых конструкций, являющихся причиной этого страдания
  • из-за незнания происхождения страдания он прибегает к волевым конструкциям, подчинённым жажде. Они представляют собой причину страдания, а он считает их причиной удовольствия.
  • из-за незнания прекращения и пути прекращения страданий он ошибочно считает, что прекращение страдания происходит в каком-то конкретном уделе [таком как мир Брахмы], где на самом деле прекращения страданий нет. Он ошибочно понимает путь прекращения страданий, считая, что он состоит в жертвоприношениях, самоистязаниях ради бессмертия и прочем, который на самом деле не является путём прекращения страданий. Стремясь к прекращению страданий он прибегает к трём видам волевых конструкций [реализующихся] в форме жертвоприношений, самоистязания ради бессмертия и т.п.

Кроме этого, из-за неведения на предмет 4 реальностей он ошибочно понимает те вещи, которые являются плодами заслуг:

  • он не знает, что плоды заслуг (типа благого перерождения) подвержены старости, болезни и смерти и, как следствие, являются страданием. В результате конструируя соответствующие волевые конструкции он совершает благодеяния телом, речью и умом, чтобы заполучить эти плоды заслуг.
  • он не знает, что удовольствие, являющееся плодом заслуг, постепенно порождает огромные тяготы благодаря страданию из-за его изменения и из-за того, что он даёт лишь небольшое удовлетворение. В результате он стремится совершать благодеяния телом, речью и умом, которые являются теми самыми волевыми конструкциями, приводящими в конечном итоге, к страданию.

Не видя опасности в чувственных удовольствиях посредством искажений распознавания, он совершает дурные поступки в трёх вратах, конструируя соответствующие волевые конструкции.

И также не зная о страдании из-за конструированного и страданий от изменений, являющихся [неотъемлемой] частью последствий поступков в нематериальном мире, благодаря искажённому пониманию их как вечных и т.п. он прибегает к волевым конструкциям, проявляющимся в виде непоколебимого и являющимся волевыми конструкциями, проявляющимися в виде умственных поступков.

В СН 12.51 Будда говорит, что при устранении неведения монах не конструирует никаких волевых конструкций. Это также показывает неведение как условие волевых конструкций.