4 искажения распознавания

Опубликовано khantibalo от 19 октября, 2020 - 15:05

Определение аналогично определению неосновательного внимания:

2. Sabbāsavasuttavaṇṇanā

Изменчивое считать неизменным, мучительное приятным, безличное собой (своим), непривлекательное привлекательным - это неосновательное внимание, направленное по неверному пути.

4 искажения устраняются с помощью практики 4 способов установления памятования:

Uddesavārakathāvaṇṇanā

Или можно сказать, что четыре способа установления памятования объясняются
для устранения искажений распознавания, которые распознают красивое, приятное, неизменное и личное [в том, что им не является].
Тело является уродливым. Есть люди, которые считают его красивым из-за искажения распознавания. Чтобы показать таким людям уродливость тела и помочь им устранить искажение, объясняется первый способ установления памятования.
Ощущения являются страданием. Есть люди, которые считают его приятным из-за искажения распознавания. Чтобы показать таким людям мучительность ощущений и помочь им устранить искажение, объясняется второй способ установления памятования. Ум изменчив. Есть люди, которые из-за искажения распознавания считают его неизменным. Чтобы показать им изменчивость ума и помочь им устранить искажение, объясняется третий способ установления памятования. Познаваемые явления безличны. Есть люди, которые из-за искажения распознавания считают их собой/своими. Чтобы показать им безличность познаваемых явлений и помочь устранить искажение, объясняется четвёртый способ установления памятования.

Как постижение 4 реальностей для благородных позволяет устранить искажения:

4. Kasibhāradvājasuttavaṇṇanā

Или же (альтернативный вариант) - поскольку эта истина подобна переворачиванию поставленного вверх ногами путём наблюдения страдания одной мыслью и путём устренения искажения в отношении непривлекательного как привлекательного; она напоминает раскрытие закрытого и скрытого путём устранения искажения, с помощью которого мучительное считается приятным путём обнаружения происхождения страдания; это соответствует указанию правильного пути заблудшему путём устранения искажения, согласно которому изменчивое воспринимается неизменным путём наблюдения прекращения страдания; оно аналогично свету во тьме путём устранения искажения в отношении личного и личности в безличном путём обнаружения пути [прекращения страдания]. Поэтому каждое из этих перевернёт поставленное вверх ногами... внесёт лампу с целью "пусть имеющие глаза видят образы" - так это было выражено.

Объяснение дост. Гунаратаны (конспект)

Когда способность распознавания сбита с толку концепциями, оно становится искажённым и ведёт к тому, что у нас возникает страсть или отвращение. Мы страстно желаем того, что якобы может принести длительное удовлетворение и отталкиваем то, что по нашему мнению может сделать нас несчастными. Происходит присвоение и самоотождествление с распознаванием: моё распознавание, это я распознаю, я распознаю это так.

Практика учения Будды позволяет разотождествиться и отпустить распознавание.

Очищение распознавания

Очищению распознавания способствует практика четырёх способов установления памятования (отслеживание ощущений в первую очередь - khantibalo). Охраняя двери чувств, мы не позволяем загрязнениям проникать в ум. Практика установления памятования также предотвращает проявление предрасположенностей, а если они всё-таки проявились, взять их под контроль.

Дост. Гунаратана даёт следующий практику работы с распознаванием

  1. Предположим, у нас возникло распознавание возмущения в виде яростного гнева на обидевшего нас человека. Поскольку мы знакомы с учением Будды, мы знаем об опасности проявления ненависти.
  2. В результате мы соблюдаем этические принципы, предотвращающие агрессивную ответную реакцию. С помощью установления памятования на одну из опор мы не позволяем себе зацикливаться на мыслях об этом человеке или обстоятельствах, при которых возник гнев. Мы также стараемся не встречаться с этим человеком и не разговаривать с ним, чтобы не провоцировать наши предрасположенности.
  3. Избегая стимуляции органов чувств мы выбираем предмет медитации, такой как терпение или дружелюбие и посвящаем ей время. Благодаря этому мы отбрасываем распознавание возмущения и вместо развиваем распознавание других факторов, ведущих к освобождению.

Когда мы не практикуем памятование, в уме разрастаются три корня порока. С помощью практики способов установления памятования мы можем ослабить их. Очищая таким образом распознавание, мы очищаем и другие умственные факторы, прежде всего внимание.

Вхождение в состояние поглощённости ума, в особенности четвёртого уровня, где доминирует безмятежное наблюдение, позволяет понять распознаваемые объекты и само распознавание. Становится ясно, что три вида ощущений не заслуживают привычных реакций на них. В Дхатувибханга сутте Будда сравнивает ум в этом состоянии с чистым золотом в руках ювелира. Золото послушно, податливо, чисто и из него можно сделать любую вещь.