Понятие разбирается в комментарии к МН 2.
Там даются следующие значения:
- Утечки, протечки, то, что течёт - протекает. Они вытекают из зрения, слуха, обоняния, осязания, чувства вкуса и рассудка до момента пока не будет достигнуто прозрение надмирского пути. И также они протекают по всей сансаре до высшего уровня бытия. Соответствует умственным загрязнениям.
- Нечто перебродившее, сброженное. Комментарий говорит о длительном брожении. Цитируется АН 10.61, где говорится о неразличимости начала неведения. Соответствует умственным загрязнениям.
- То, что увеличивает или расширяет страдания в сансаре. Соответствует камме. Это камма трёх уровней бытия и прочие неблаготворные виды поведения.
- Различные невзгоды. Это всевозможные виды невзгод, такие как ложные обвинения во стороны других, виновность в преступлениях, таких как убийство, нападение и т.п. или бесчисленные гнетущие виды страданий, как они испытываются на уровнях бытия, где доминирует страдание.
Классификация по количеству видов:
- два вида: влечения, относящиеся к этой жизни, влечения относящиеся к следующей жизни
- три вида: влечение к чувственным удовольствиям, влечение к быванию, влечение к неведению
- четыре вида: три вышеприведённых + влечение к ненадлежащим (неистинным) взглядам
- пяти видов: ведущие в ад, ведущие в чрево животного, ведущие в мир духов, ведущие в мир людей, ведущие в мир божеств
- шести видов: не возникающие благодаря сдерживанию зрения ... не возникающие благодаря сдерживанию рассудка
- семь видов: устраняемые с помощью видения, обуздания, использования, выдержки, избегания, изгнания, развития
Объясняя влечения, в самой МН 2 приводится классификация их на три вида:
И на какие же явления, не заслуживающие внимания, он обращает внимание?
На те явления, при обращении внимания на которые возникает до тех пор не возникшее влечение к чувственным удовольствиям, или возрастает уже возникшее влечение к чувственным удовольствиям, или возникает до тех пор не возникшее влечение к быванию, или возрастает уже возникшее влечение к быванию, или возникает до тех пор не возникшее влечение к неведению, или возрастает уже возникшее влечение к неведению. Вот на какие явления, не заслуживающие внимания, он обращает внимание.
В комментарии они объясняются следующим образом с добавлением влечения к взглядам:
Здесь "влечение к чувственным удовольствиям" - это страсть к пяти струнам чувственных удовольствий.
"Влечение к быванию" - это желание и страсть к быванию в мире тонкой материи и нематериальном мире. Сюда также входят желания, сопровождающие состояния умственной поглощённости, а также взгляды о вечном существе или полном уничтожении.
Так влечение к взглядам включается во влечение к быванию.
"Влечение к неведению" - незнание четырёх реальностей для благородных.
Перевод слова āsava как "влечения" возможен из-за того что основным объяснением здесь является страсть.
И вот как они возникают и усиливаются:
Здесь у уделяющего внимание усладе пяти струн чувственных удовольствий невозникшее влечение к чувственным удовольствиям возникает, а возникшее усиливается.
У уделяющего внимание усладе возвышенных состояний невозникшее влечение к быванию возникает, возникшее усиливается.
У уделяющего внимание предметам в трёх сферах на основе четырёх искажений [распознавания], невозникшее влечение к неведению возникает, возникшее усиливается
- Оставить комментарий
- 183 просмотра