Волевые конструкции обуславливают сознание

Опубликовано khantibalo от 14 августа, 2020 - 18:50

Объяснение в суттах

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

Есть, друзья, шесть собраний сознания: зрительное сознание, слуховое сознание, обонятельное сознание, сознание чувства вкуса, сознание осязания, сознание рассудка.
С возникновением волевых конструкций возникает сознание. С прекращением волевых конструкций сознание прекращается. Путь, ведущий к прекращению сознания - лишь этот благородный восьмеричный путь, а именно: надлежащий взгляд... надлежащая собранность ума.

Сознание является одной из пяти совокупностей, разбирается на странице совокупность сознания.

Какой вид волевых конструкций обуславливает какой вид сознания

Какой вид волевых конструкций обуславливает какой вид сознания

Это сознание, являющееся результатом каммы, возникает двумя способами

  1. в непрерывности конкретного существования
  2. в момент воссоединения ума при перерождении

Первый пункт подробно разбирается в Висудхимагге с привлечением Абхидхаммы.

По второму пункту есть небольшое объяснение в суттах. В МН 129 говорится, что того, кто творил дурные поступки ("глупец"), непосредственно перед смертью эти поступки покрывают, охватывают и оборачивают. Того, же, кто творил благие поступки, охватывают и оборачивают его благие поступки.

В Висуддхимагге говорится, что перед смертью в фокус врат рассудка приходит дурная или благая камма человека или её представление. Когда момент ума ухода закончился, возникает момент ума (сознание) воссоединения, связанный с той каммой или представлением каммы, пришедшем в фокус, и этот момент ума расположен в дурном или благом уделе, будучи направлен туда силой умственных загрязнений, которые не были отсечены.
Для дурных уделов представлением может быть огонь, языки пламени и прочие вещи.
Для благих уделов представлением может быть чрево матери или образы парков развлечений, божественных дворцов и прочего.
Если же достигнуты возвышенные уровни медитации, то в фокус врат рассудка помимо каммы, её представления, представления удела, может также приходить представление касины земли или другое представление, связанное с предметом медитации.

Сколько видов сознания

Во фразе "Волевые конструкции обуславливают сознание" под сознанием подразумевается 6 видов сознания: сознание зрения, слуха, обоняния, осязания, чувства вкуса и рассудка. Первые 5 подразделяются в свою очередь на 2 вида: благотворное и неблаготворное. Оба одни являются результатом каммы. Сознание рассудка подразделяется на 22 вида, туда входят благотворное и неблаготворное и др. В общей сложности таким образом насчитывается 32 вида сознания, являющихся результатом каммы. Эта камма накоплена благодаря волевым конструкциям, которые таким образом являются условием сознания.

Разновидности сознания воссоединения

Saṅkhārapaccayāviññāṇapadavitthārakathā

Например, хотя этот [вид сознания] происходит в одной форме только как воссоединение ума, он всё равно делится на два вида - смешанный с материальным и не смешанный с материальным.
Он делится на три вида - бывание в мире страсти, в мире тонкой материи и в нематериальном мире.
Он делится на четыре вида - рождение из яйца, из чрева, из влаги и как призрак.
Он делится на пять видов согласно уделу.
Он делится на семь видов согласно состояниям сознания.
Он делится на восемь видов согласно сферам проживания существ [за исключением существ, не имеющих способности распознавания].

Процесс перерождения

Непосредственно перед смертью возникает сознание, связанное с каммой типа "весомая", "повторяющаяся", "близкая к смерти" или накопленная до этого. Это сознание связано с представлением этой каммы или представлением удела, где будет перерождение.
В 19 главе Висуддхимагги эти виды каммы объясняются в порядке убывания приоритета в проявлении:

  1. весомая - камма 6 тягчайших злодеяний и камма возвышенных миров
  2. повторяющаяся - камма, совершаемая по привычке, часто и многократно. дурные и благие поступки
  3. близкая к смерти - камма, которая вспоминается с особой красочностью непосредственно перед смертью
  4. совершённая до этого - камма, накопленная в прошлых жизнях

Жажда толкает это сознание и сопутствующие волевые конструкции на это представление, опасности в котором скрыты неведением. Оно оставляет свою прошлую опору и возникает посредством условий (в новом состоянии бытия).
Но следует понимать, что оно не пришло сюда из прошлого состояния бытия и также оно не проявилось без каммы, без волевых конструкций, без толкания, без представления и др. в качестве причины.

Вопросы и ответы

Saṅkhārapaccayāviññāṇapadavitthārakathā

Здесь можно спросить: "Если нет никакого переселения, то после прекращения совокупностей в этом человеке, этот плод может быть от другого человека или из-за другой [каммы], поскольку камма, являющаяся условием для плода не переходит туда [где проявляется плод]. И чей будет этот плод, раз нет испытывающего? Следовательно, эта формулировка кажется неудовлетворительной".
Ответ следующий:
Когда плод возникает в одной непрерывности он не является чужим и не происходит от другой [каммы] поскольку здесь исключается абсолютная идентичность и абсолютная не-идентичность.
Смысл этого показывает процесс роста [растений] из семян.
Когда запущен процесс роста [растения из] семени манго и т.п., когда возникает конкретный плод в непрерывности роста растения из семени, в дальнейшем благодаря обретению условий, плод возникает ни как плод других семян и не благодаря другим процессам роста в качестве условий и те семена или процессы роста сами не переходят в место, где находится плод. Такова здесь аналогия.
И также здесь можно понять смысл с помощью фактов, что искусства, ремёсла, медицинские и прочие навыки, полученные в молодости, дают свой плод позже в зрелости.
И также спрашивают: "Чей плод, раз нет испытывающего?". Здесь:
Подобно тому, как благодаря появлению плодов на дереве, являющихся частью феномена, называемого деревом, говорят "плоды дерева" или "дерево плодоносит", так и лишь благодаря возникновения плода, состоящего из удовольствий и страданий, называемых опытом, являющегося частью совокупностей, называемых "божествами" или "людьми" говорится "божество или человек испытывает удовольствие или страдание".
Следовательно, вообще не нужен никакой выдуманный "испытывающий".