Благородный восьмеричный путь

Опубликовано khantibalo от 4 сентября, 2020 - 19:13

Путь практики, ведущий к прекращению страданий. Объяснён уже в первой проповеди Будды, прочитанной 5 аскетам.

Согласно СН56.11 путь не склоняется в две крайности - стремление доводить себя до истощения (примеры в МН36) и чувственному счастью. Слова в СН 56.11 также можно понимать как то, что путь был открыт путём не склонения ни к одной из крайностей.

Объяснение слова sammā в факторах пути в комментариях даёт несколько вариантов, можно выбрать "надлежащий".

8 факторов пути делятся на группу нравственности (3, 4, 5), группу собранности ума (6, 7, 8) и группу мудрости (1,2) (МН44).

Разбор факторов см. по ссылкам ниже и также сводная таблица в конспекте СН45.8.

О связи и взаимодействии факторов - см. метафору с тремя друзьями в Висуддхимагге.

Практика

С учётом доминирования надлежащего взгляда (МН117) исправление взглядов можно счесть задачей первостепенной важности, затем развитие нравственности для начала в виде отказа от дурных поступков (соблюдение 5 и 8 правил мирянами), развитие собранности ума, развитие мудрости прозрения. Хотя развитие мудрости является вершиной практики, исправление взглядов относится именно к мудрости. Развитие собранности ума позволяет следить за умом и поступками, которые он порождает, что в свою очередь помогает развивать нравственность.

Достижение благородных путей и плодов приводит к тому, что факторы пути выходят на надмирской уровень.