3 корня неблаготворного

Опубликовано khantibalo от 31 марта, 2021 - 19:26

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

А что является корнем неблаготворного?
Алчность является корнем неблаготворного, отвращение является корнем неблаготворного, заблуждение является корнем неблаготворного. Вот что, друзья, называется корнем неблаготворного.

Для корней в комментарии к МН 9 даётся следующее объяснение:

Akusalakammapathavaṇṇanā

Среди них алчность сама является неблаготворной в смысле, что она порицаема и имеет мучительные последствия, и также она является корнем тех неблаготворных поступков, что начинаются с убийства живых существ, для некоторых из которых она является связанной производящей причиной, для некоторых она является способствующим условием. Поэтому она является корнем неблаготворного.
Тот же принцип применим в случае (остальных) корней неблаготворного - отвращения и неведения.

В том же комментарии приведено какие корни действуют в каких неблаготворных поступках (конспект).

В Висуддхимагге даются определения трёх корней.

Алчность

Saṅkhārakkhandhakathā

Алчность обладает характеристикой схватывания опоры. Её функцией является прилипание как мясо к горячей сковороде.
Она проявляется как не отпускание, как отметки, оставленные сажей.
Его производящей причиной является видеть усладу в том, что приводит к скованности.
Разбухающая с потоком жажды, её следует считать несущей существ вместе с собой в дурные уделы как быстрая река течёт к гигантскому океану.

Отвращение

Saṅkhārakkhandhakathā

Отвращение имеет характеристику жестокости как взбешённая змея. Его функцией является распространяться как капля яда, или его функцией является сжигать свою основу как лесной пожар.
Оно проявляется как преследование, подобно врагу, которому удалось добиться своего. Его производящей причиной являются основы раздражения. Его следует считать протухшей мочой, смешанной с ядом.

Заблуждение (неведение)

Saṅkhārakkhandhakathā

Заблуждение имеет характеристику слепоты или она имеет характеристику незнания. Его функцией является непостижение или его функцией является сокрытие истинной природы объекта. Оно проявляется как отсутствие надлежащего взгляда или она проявляется как темнота. Его производящей причиной является неосновательное внимание. Его следует считать корнем всего неблаготворного.

 

В АН 3.72 говорится, что человеку, которого одолевают три корня неблаготворного присущи следующие характеристики:

  1. он думает ради собственного недуга, ради недуга других, ради недуга себя и других и также испытывает умственное страдание
  2. он совершает дурные поступки телом, речью и умом
  3. он не знает собственного блага, блага других, блага себя и других

Кроме того, корни порока ведут к (духовной) слепоте, отсутствию знания, препятствуют мудрости, не ведут к ниббане. Избавлением от них является благородный восьмеричный путь.

В АН 3.69 показано отличие между корнями:

  • алчность незначительно порицаема и стихает медленно
  • отвращение значительно порицаемо и стихает быстро
  • заблуждение (неведение) значительно порицаемо и стихает медленно

и также что питает их:

  • представление привлекательности питает алчность
  • представление возмущения питает отвращение
  • неосновательное внимание питает неведение