Ниббана

Опубликовано khantibalo от 30 октября, 2020 - 12:30

Конечная цель практики, описывается следующими эпитетами:

10. Girimānandasuttaṃ

Здесь, Ананда, монах удаляется в лес, к подножию дерева или в безлюдное место и думает так: "Это умиротворённое, это возвышенное, а именно: успокоение всех волевых конструкций, оставление всех опор бывания, пресечение жажды, затухание, ниббана".
Здесь, Ананда, монах удаляется в лес, к подножию дерева или в пустое жилище и думает так: "Это умиротворённое, это возвышенное, а именно: успокоение всех волевых конструкций, оставление всех опор бывания, пресечение жажды, прекращение [страданий], ниббана".

Эпитеты

Некоторые эпитеты кратко разбираются в комментарии к Кхп 6.

Прекращение (khaya)

Ниббана называется прекращением, потому что с её достижением прекращаются три корня порока: алчность, отвращение и неведение.

Затухание (virāga)

Когда она достигнута, алчность, отвращение и неведение полностью затухают.

Некоторые современные авторы дают дополнительное объяснение как "обесцвечивание", которое даётся пресыщением (nibbidā).

Этому понятию также посвящена одна из глав Патисамбхидамагги.

Brahmayācanakathāvaṇṇanā

И поскольку придя к ней (к ниббане) все основы бывания оставлены, все виды жажды уничтожаются, все виды страсти загрязнений затухают, всё страдание прекращается, поэтому сказано "оставление всех основ бывания, уничтожение жажды, затухание, прекращение".

Бессмертное (amataṃ)

Ниббана называется бессмертной, потому что она является тем, что не рождается, не стареет и не умирает.

 

В 16 главе Висуддхимагги разбирается ряд вопросов, касающихся ниббаны, в том числе связанных с пониманием этих эпитетов.