Ниббана

Опубликовано khantibalo от

Понятие разбирается в 16 главе Висуддхимагги. и комментарии к АН 10.60.

Ниббана в текстах канона

10. Girimānandasuttaṃ

Здесь, Ананда, монах удаляется в лес, к подножию дерева или в безлюдное место и думает так: "Это умиротворённое, это возвышенное, а именно: успокоение всех волевых конструкций, оставление всех опор бытия, пресечение жажды, затухание, ниббана".
Здесь, Ананда, монах удаляется в лес, к подножию дерева или в безлюдное место и думает так: "Это умиротворённое, это возвышенное, а именно: успокоение всех волевых конструкций, оставление всех опор бытия, пресечение жажды, прекращение, ниббана".

1. Ratanasuttaṃ

Прекращение, затухание, бессмертное, величайшее, что с собранным умом достиг мудрец [из рода] Сакья -
нет ничего равного этому явлению. Такая превосходная драгоценность находится в Дхамме.
Пусть благодаря этой истине будет безопасность.

Объяснение в комментарии к ДН 14.

Brahmayācanakathāvaṇṇanā

И поскольку придя к ней (к ниббане) все основы бывания оставлены, все виды жажды уничтожаются, все виды страсти загрязнений затухают, всё страдание прекращается, поэтому сказано "оставление всех основ бывания, уничтожение жажды, затухание, прекращение".

Эпитеты

Умиротворённое (santaṃ) - ниббана является умиротворённой благодаря успокоению умственных загрязнений

Возвышенное (paṇītaṃ) - комм к Кхп 6: нет ничего, что превосходило бы её; комм. 13 века: ниббана является возвышенной в смысле отсутствия волнения

Успокоение всех волевых конструкций (sabbasaṅkhārasamatho) - ниббана является состоянием, когда все волевые конструкции успокоены. Они являются тем, что согласно закону обусловленного возникновения в этой жизни обуславливает сознание в будущей жизни. Определение волевых конструкций см. на странице обусловленного возникновения.

Оставление всех опор бывания (sabbūpadhippaṭinissaggo) - опорами бывания называются чувственные желания, совокупности, умственные загрязнения и волевые конструкции. Они объясняются в комментарии к СНп 1.2:

2. Dhaniyasuttavaṇṇanā

Здесь под опорами (бывания) подразумевается 4 вида опор - чувственные желания, совокупности, умственные загрязнения, волевые конструкции.
Чувственные желания называются опорами в следующем смысле: из-за основной роли удовольствия, объяснённого как "удовольствие и радость, возникающая благодаря пяти струнам чувственных удовольствий, является усладой чувственных желаний", которое опирается на чувственные желания.
Совокупности [называются опорами] благодаря основной роли для страданий, у которых они выступают в качестве корней; умственные загрязнения - благодаря основной роли для страданий низших миров; волевые конструкции - благодаря основной роли для страдания от пребывания.

Пресечение жажды (taṇhākkhayo) - ниббана является состоянием, в котором все виды жажды полностью уничтожены. Жажда является ключевым звеном обусловленного возникновения в текущей жизни существа. Виды жажды описаны на странице термина в разделе обусловленного возникновения.

Затухание (virāgo) - когда ниббана достигнута, полностью затухают три корня порока: алчность, отвращение и неведение. Затухание входит в стандартную формулу: Nibbindaṃ virajjati; virāgā vimuccati. Из неё следует, что от затухания алчности практикующий освобождается. На этом основании в 16 главе Висуддхимагги говорится, что затухание является синонимом пути (архатства). Однако в контексте virāgā vimuccati слово virāgā обычно переводится как "бесстрастие", которое по-видимому можно считать синонимом затухания алчности/страсти.

Некоторые современные авторы дают дополнительное объяснение как "обесцвечивание", которое даётся пресыщением (nibbidā). Этому понятию также посвящена одна из глав Патисамбхидамагги.

Прекращение (nirodho, khaya) - ниббана является тем, посредством чего прекращаются волевые конструкции. Однако в 16 главе Висуддхимагги, разбирая формулу третьей реальности для благородных (см. ниже), говорится, что затухание и прекращение относятся к жажде. Прекращение происходит через затухание и является безостаточным из-за уничтожения предрасположенностей (anusaya). В комментарии к Кхп 6 говорится, что затухание и прекращение относится к трём корням порока.

Бессмертное (amataṃ) - ниббана называется бессмертной, потому что она является тем, что не рождается, не стареет и не умирает.

Возвышенное, величайшее (paṇītaṃ) - ниббана называется возвышенной в смысле её превосходства, т.е. нет ничего, чего бы она была меньше.

Как реальность для благородных, прекращающая страдание

1. Dhammacakkappavattanasuttaṃ

Монахи, такова для благородных реальность, прекращающая страдание: безостаточное затухание и прекращение, отречение, отбрасывание, освобождение от этой жажды и не полагание на неё.

В Висуддхимагге даётся такое объяснение:

Nirodhaniddesakathā

А поскольку происходит отречение и прочее от этой жажды при достижении ниббаны и поскольку здесь нет ни одной опоры среди опор, состоящих из связок чувственных удовольствий и прочего, поэтому она называется отречением, отбрасыванием, освобождением, не полаганием на них.
Её характеристикой является умиротворение. Её функцией является не умирать или утешать. Она проявляется как не имеющая представления или она проявляется как неразнообразие.

В 16 главе Висуддхимагги разбирается ряд вопросов, касающихся ниббаны, в том числе связанных с пониманием этих эпитетов.