Охрана дверей чувств

Опубликовано khantibalo от 21 марта, 2020 - 19:06

В АН4.14 даётся определение охраны дверей чувств как часть практики "надлежащего усилия" Б8П:

4. Saṃvarasuttaṃ

Здесь, монахи, увидев образ с помощью зрения, монах не выхватывает ни его главные признаки ни его подробности.
Поскольку если его способность зрения останется несдержанной, дурные и неблаготворные виды поведения под действием алчности и огорчения могут завладеть им, он охраняет способность зрения, предпринимает сдерживание способности зрения.
Услышав слухом звук... ощутив способностью обоняния запах... ощутив чувством вкуса вкус... ощутив способностью осязания осязаемый объект... познав рассудком явление монах не выхватывает ни его главные признаки ни его подробности. Поскольку если его способность рассудка останется несдержанной, дурные и неблаготворные виды поведения под действием алчности и огорчения могут завладеть им, он охраняет способность рассудка, предпринимает сдерживание способности рассудка.

Охрана дверей чувств подробно описана в Висуддхимагге, гл. 1 - сведена полностью с подкомментарием.

В Висуддхимагге подробно разбирается фрагмент АН 4.14. Сначала объясняется, что на самом деле практикующий видит не глазом, а с помощью зрительного сознания. Подкомментарий объясняет, что глаз как физический орган не имеет мышления, а сознание зрения само по себе не имеет возможности видеть. Здесь действует именно это сознание, остальные виды не могут обрабатывать зрительную информацию.

В этом случае практикующий охрану дверей чувств, не выхватывает главные признаки, что означает признаки мужчины или женщины, или любые признаки, которое являются основанием для умственных загрязнений, такие как представление привлекательности и прочее. Он останавливается только на том, что видит (в видимом только видимое).
И также он не выхватывает подробности, под которыми понимаются руки, ноги, улыбка, смех и прочее. Выхватывание подробностей заставляет умственные загрязнения проявиться.
Подкомментарий говорит, что как только сознанием зрения был выхвачен цвет, практикующий останавливается, он не оценивает части тела человека противоположного пола как красивые и т.п.

Здесь приводится знаменитая история монаха Маха Тиссы. Он шёл за подаянием в Анурадхапуру и в то время одна поссорившаяся с мужем женщина во всех украшениях вышла из Анурадхапуры, направляясь в дом родственников. Увидев монаха она под влиянием дурных манер, расхохоталась.
Монах поднял глаза и обретя на основе её зубов распознавание непривлекательности, достиг архатства.

За этой женщиной шёл её муж, и когда он увидел монаха, он спросил, не видел ли он женщину.
Монах разразился красивым стихом, в котором он сказал, что не заметил кто это был - мужчина или женщина, но заметил идущую кучу костей.
Подкомментарий говорит, что он и до этого использовал кости в качестве предмета медитации. Увидев её зубы он обрёл представление-двойник с сосредоточением доступа. На том самом месте он достиг поглощённости первого уровня. Использовав её для практики прозрения он один за одним достиг путей и пришёл к разрушению влечений.

Далее в Висуддхимагге даётся анализ моментов ума, которые действуют в процессе познания образа способностью зрения. Говорится, что если в момент побуждения (javana) возникает безнравственность, забывчивость, незнание, нетерпение или лень - это называется отсутствием сдерживания способности зрения.
Этот момент подобен воротам города.
Приводится метафора: если ворота города не закрыты, то даже если дома, склады и комнаты в городе, заперты, всё имущество в городе не защищено и грабители могут прийти и сделать что захотят. Если ворота закрыты, то грабители ничего не смогут сделать, даже если дома не закрыты.

Сдерживание способности зрения соответствует закрытию её щитом памятования.