Охрана дверей чувств

Опубликовано khantibalo от 21 марта, 2020 - 19:06

В АН4.14 даётся определение охраны дверей чувств как часть практики "надлежащего усилия" Б8П

Охрана дверей чувств подробно описана в Висуддхимагге, гл. 1 - сведена полностью с подкомментарием.

В Висуддхимагге подробно разбирается фрагмент АН4.14. Сначала объясняется, что на самом деле практикующий видит не глазом, а с помощью зрительного сознания. Подкомментарий объясняет, что глаз как физический орган не имеет мышления, а сознание зрения само по себе не имеет возможности видеть. Здесь действует именно это сознание, остальные виды не могут обрабатывать зрительную информацию.

В этом случае практикующий охрану дверей чувств, не выхватывает главные признаки, что означает признаки мужчины или женщины, или любые признаки, которое являются основанием для умственных загрязнений, такие как представление привлекательности и прочее. Он останавливается только на том, что видит (в видимом только видимое).
И также он не выхватывает подробности, под которыми понимаются руки, ноги, улыбка, смех и прочее. Выхватывание подробностей заставляет умственные загрязнения проявиться.
Подкомментарий говорит, что как только сознанием зрения был выхвачен цвет, практикующий останавливается, он не оценивает части тела человека противоположного пола как красивые и т.п.

Здесь приводится знаменитая история монаха Маха Тиссы. Он шёл за подаянием в Анурадхапуру и в то время одна поссорившаяся с мужем женщина во всех украшениях вышла из Анурадхапуры, направляясь в дом родственников. Увидев монаха она под влиянием дурных манер, расхохоталась.
Монах поднял глаза и обретя на основе её зубов распознавание непривлекательности, достиг архатства.

За этой женщиной шёл её муж, и когда он увидел монаха, он спросил, не видел ли он женщину.
Монах разразился красивым стихом, в котором он сказал, что не заметил кто это был - мужчина или женщина, но заметил идущую кучу костей.
Подкомментарий говорит, что он и до этого использовал кости в качестве предмета медитации. Увидев её зубы он обрёл представление-двойник с сосредоточением доступа. На том самом месте он достиг поглощённости первого уровня. Использовав её для практики прозрения он один за одним достиг путей и пришёл к разрушению влечений.

Далее в Висуддхимагге даётся анализ моментов ума, которые действуют в процессе познания образа способностью зрения. Говорится, что если в момент побуждения (javana) возникает безнравственность, забывчивость, незнание, нетерпение или лень - это называется отсутствием сдерживания способности зрения.
Этот момент подобен воротам города.
Приводится метафора: если ворота города не не закрыты, то даже если дома, склады и комнаты в городе, заперты, всё имущество в городе не защищено и грабители могут прийти и сделать что захотят. Если ворота закрыты, то грабители ничего не смогут сделать, даже если дома не закрыты.

Сдерживание способности зрения соответствует закрытию её щитом памятования.