Анализ понятия, краткое объяснение

Опубликовано khantibalo от 14 августа, 2020 - 15:59

Обусловленное возникновение и обусловленно возникшие явления

Paṭiccasamuppādakathā

Здесь факторы, начинающиеся с неведения следует понимать как обусловленное возникновение.
Ведь Благословенный сказал так:
"Что такое, монахи, обусловленное возникновение?
Монахи, неведение обуславливает волевые конструкции, волевые конструкции обуславливают сознание, сознание обуславливает умственно-материальное, умственно-материальное обуславливает шесть сфер чувств, шесть сфер чувств обуславливают соприкосновение, соприкосновение обуславливают ощущение, ощущение обуславливает жажду, жажда обуславливает привязанность, привязанность обуславливает бывание, бывание обуславливает рождение, обусловленные рождением возникают старость, смерть, печаль, плач, [физическая] боль, умственные муки, отчаяние.
Таково возникновение всей этой массы страданий.
Это, о монахи, называется обусловленным возникновением".
Явления, начинающиеся со старости и смерти следует понимать как обусловленно возникшие явления.
Ведь Благословенный сказал так:
"Монахи, что такое обусловленно возникшие явлениия?
Старость и смерть, о монахи, изменчиво, сконструированно, обусловленно возникшее, подвержено разрушению, подвержено исчезновению, подвержено затуханию, подвержено прекращению.
Рождение, о монахи, ... бывание... привязанность... жажда... ощущение... соприкосновение... шесть сфер чувств... умственно-материальное... сознание... волевые конструкции... неведение изменчиво, сконструировано, обусловленно возникшее, подвержено разрушению, подвержено исчезновению, подвержено затуханию, подвержено прекращению.
Это, монахи, называется обусловленно возникшими явлениями".
Далее будет краткое объяснение.
Явления, являющиеся условиями, следует понимать обусловленным возникновением.
Явления, порождаемые теми или иными условиями являются обусловленно возникшими явлениями.
Откуда это можно узнать?
Из слов Благословенного.
Ведь Благословенным при объяснении в сутте об обусловленном возникновении и обусловленно возникших явлениях [сказано]:
"Монахи, что такое обусловленное возникновение?
Рождение, о монахи, обуславливает старость и смерть. Появляются татхагаты или не появляются татхагаты - это свойство остаётся, эта взаимосвязь явлений, эта упорядоченность явлений, обусловленность одного другим.
Татхагата постигает и открывает это. Постигнув и открыв, он объясняет, учит, провозглашает, устанавливает, раскрывает, анализирует и разъясняет. Он говорит "видите".
Рождение, о монахи, обуславливает старость и смерть.
Бывание, о монахи, обуславливает рождение... неведение, о монахи, обуславливает волевые конструкции. Появляются татхагаты ... и разъясняет. Он говорит "видите".
Неведение, о монахи, обуславливает волевые конструкции.
Так, о монахи, это здесь является реальностью, не что-то нереальное, не что-либо другое, обусловленность одного другим.
Это, о монахи, зовётся обусловленным возникновением.
Так объяснив обусловленное возникновение с помощью слов "реальность" и другими синонимами, объяснено обусловленное возникновение и обусловленно возникшие явления.
Следовательно, нужно понимать обусловленное возникновение как имеющее характеристику условия для явлений, начинающихся со старости и смерти, функция его состоит продолжать процесс страдания, проявляется оно как неверный путь.

Анализ термина "Обусловленное возникновение"

Paṭiccasamuppādakathā

Первое слово ["обусловленное"] отрицает убеждение в существовании вечного и подобные, а второе ["возникновение"] - предотвращает
убеждение в полном уничтожении и подобные. Эта пара показывает истинный путь.
Первое: слово "обусловленное" указывает на сочетание условий, поскольку факторы в процессе появления существуют в зависимости от сочетания их условий. И это показывает, что они не вечные и т.п., тем самым отрицая различные учения о вечном, отсутствии причины, выдуманной причины и [персонифицированного] властителя.
Какую функцию исполняло бы сочетание условий, если бы явления были бы вечными или они происходили без причины и т.п.?
Второе [слово]: слово "возникновение" указывает на возникновение факторов, поскольку они возникают при сочетании их условий и это показывает как предотвратить убеждение в полном уничтожении и т.п., тем самым предотвращая теории о полном уничтожении [личности], нигилизма ["ничего не даётся, не жертвуется..."], и отсутствия последствий у поступков ["нет плодов дурных и добрых дел"].
Ведь когда заметно возникновение факторов снова и снова, каждый из которых обусловлен своим предшественником, можно ли придерживаться теорий о полном уничтожении, нигилизме и отсутствия последствий у поступков?

Как преподаётся обусловленное возникновение

Paṭiccasamuppādakathā

Здесь в части различных способов преподавания. Благословенный преподаёт обусловленное возникновение четырьмя способами: 1) с начала, 2) с середины к концу, 3) с конца, 4) с середины к началу. Это подобно четырём способом, которыми собиратели хватают ползучие растения.
Ведь как один из четырёх человек, собирающих ползучие растения, сначала видит только корень и, срезав его у корня, вытягивает всё растение, забирает его с собой и использует, так и Благословенный преподаёт обусловленное возникновение с начала и до конца: "Так, монахи, неведение обуславливает волевые конструкции... рождение обуславливает старость и смерть".
Подобно тому, как другой из четырёх человек сначала видит середину ползучего растения и разрезав его посередине вытаскивает только верхнюю часть, забирает его с собой и использует. "Когда он восхищается, приветствует, привержен этому ощущению, в нём возникает наслаждение.
Наслаждение ощущением является привязанностью (схватыванием).
Его привязанность обуславливает бывание, бывание обуславливает рождение" - так Благословенный преподаёт его с середины к концу.
Подобно тому, как ещё один сначала видит конец ползучего растения и схватив за конец прослеживает его до корня и, забрав всё растение использует его. ""Рождение обуславливает старость и смерть" - так было сказано. Но есть ли старость и смерть с рождением в качестве условия или нет, или как оно здесь?
- Почтенный, рождение обуславливает старость и смерть.
Так мы думаем, рождение обуславливает старость и смерть.
"Бывание обуславливает рождение" - так было сказано.... "Неведение обуславливает волевые конструкции" - так было сказано. Но есть ли волевые конструкции с неведением в качестве условия или нет, или как оно здесь?" - так Благословенный преподаёт с конца до начала.
Подобно тому, как ещё один сначала видит только середину ползучего растения и разрезав его посередине и проследив до корня забирает и использует его. "И эти четыре вида питания, о монахи, каков их источник? Каково их происхождение? Откуда они рождаются? Чем они порождаются?
Эти четыре вида питания имеют жажду в качестве источника, жажду в качестве происхождения, рождаются из жажды, порождаются жаждой.
Каков источник жажды?.... ощущения... соприкосновения... шести сфер чувств... умственно-материального... сознания... Каков источник волевых конструкций? Волевые конструкции имеют неведение в качестве источника... они порождаются неведением" - так Благословенный преподаёт с середины до начала.

Paṭiccasamuppādakathā

Особенно следует знать, что когда он видит, что способные обучаться люди находятся в замешательстве на предмет анализа причин процесса [бывания] он применяет преподавание с начала до конца, чтобы показать как процесс идёт согласно его собственным законам и чтобы показать порядок возникновения.
Когда он осматривает мир как попавший в беду согласно формуле "мир попал в беду, он рождается, стареет, умирает, уходит и возрождается", Благословенный использует преподавание с конца в обратном порядке, чтобы показать [законы, управляющие] различными видами страдания, начиная со старости и смерти, которые он открыл сам на ранних стадиях своего постижения.
Он использует преподавание в обратной последовательности с середины к началу, чтобы показать как последовательность причин и следствий простирается назад в прошлую жизнь и снова вперёд из прошлого, согласно его определению питания как источника неведения.
Он использует преподавание с середины к концу, чтобы показать как будущая жизнь следует [через перерождение] от возникновения в настоящем причин [перерождения] в будущем.

Почему неведение указывается в начале?

Paṭiccasamuppādakathā

Но почему здесь неведение указывается в начале? Разве неведение является беспричинной первопричиной мира как первичная сущность тех, кто утверждает о существовании первичной сущности?
Оно не является беспричинной.
Ведь причина неведения объяснена так: "С возникновением влечений возникает неведение".
Но есть условный способ, которым её можно считать первопричиной. Что это за способ?
Когда его ставят в начале объяснения круга бытия.
Ведь Благословенный даёт объяснение круга бытия с одним из двух факторов в качестве начального: неведение -
согласно сказанному: "Монахи, не постижима начальная точка неведения, до которой не было неведения и после которой появилось неведение. И хотя так сказано, о монахи, тем не менее, постижимо, что у неведения есть условие".
или это может быть жажда [вечно] существующего -
согласно сказанному: "Монахи, не постижима начальная точка жажды [вечно] существующего, до которой не было этой жажды и после которой она появилась. И хотя так сказано, о монахи, тем не менее постижимо, что у жажды, чтобы что-то было, есть условие".
Но почему Благословенный даёт объяснение круга бытия с этими двумя факторами в качестве начальной точки?
Потому что они являются особыми причинами поступков (камма), ведущих к дурным и благим уделам.
Неведение является особой причиной поступков, ведущих к дурным уделам.
Почему?
Потому что, подобно корове в процессе забоя, охваченной муками из-за жжения огнём и побивания дубинами, сведённой с ума мучениями и пьющей горячую воду, которая не утоляет её жажду и наносит вред, так и обычный человек под властью неведения совершает разнообразные поступки, начиная с убийства живых существ, ведущих к дурным уделам, хотя они и не утоляют его жажду из-за жжения умственных загрязнений и наносят ему вред, отправляя в дурные уделы.
Но жажда [вечно] существующего является особой причиной поступков, ведущих к благим уделам.
Почему?
Потому что, подобно той же корове, которая благодаря жажде холодной воды начинает пить холодную воду, утоляющую её потребность и облегчающую муки, так и обычный человек, охваченный жаждой [вечно] существующего, совершает поступки различных видов, начиная с отказа от убийства живых существ, что ведут к благим уделам, и это даёт удовлетворение поскольку оно лишено жжения умственных загрязнений и благодаря отправлению его в благие уделы утоляет муки страдания, испытываемые в дурных уделах.
Что касается этих двух факторов, являющихся начальной точкой в объяснении процесса [бытия], в некоторых случаях Благословенный преподаёт на основе одного из этих факторов.
А именно: "Так, монахи, неведение является причиной волевых конструкций, волевые конструкции являются причиной сознания" и т.д.
И также: "Монахи, жажда растёт у того, кто пребывает в отслеживании услады в явлениях, порождающих привязанность. Жажда обуславливает привязанность" и т.д..
В некоторых случаях он объясняет на основе обоих факторов.
А именно: "Для глупца, сдерживаемого неведением и скованного жаждой, возникает это тело.
Так это тело [с его внутренними сферами восприятия] и внешнее [шесть (внешних?) сфер благодаря] умственно-материальному образуют пару.
Благодаря этой паре существует соприкосновение, а также шесть [пар] сфер чувств, при соприкосновении через которые глупец ощущает удовольствие и страдание" и т.д.

Характеристики факторов

Paṭiccasamuppādakathā

А именно: неведение имеет характеристику незнания. Её функцией является путать. Она проявляется как сокрытие. Её производящей причиной являются влечения.
Волевые конструкции имеют характеристику конструирования. Их функция состоит в накоплении. Они проявляются как воления. Их производящей причиной является неведение.
Сознание имеет характеристику сознавания. Его функцией является предшествование. Оно проявляется как воссоединение ума. Его производящей причиной являются волевые конструкции или его производящей причиной является пара "орган чувств - воспринимаемый объект".
Умственное имеет характеристику наклонения. Его функцией является связывание. Оно проявляется как неразделимость своих составных частей [т.е. трёх совокупностей]. Его производящей причиной является сознание.
Материальное (тело) имеет характеристику подверженности нападению. Его функцией является подвергаться рассеиванию. Оно проявляется как [морально] неопределённое. Его производящей причиной является сознание.
Шесть сфер чувств обладают характеристикой срабатывания. Их функцией является видеть и т.д. Они проявляются как орган чувств и врата. Их производящей причиной является умственно-материальное.
Соприкосновение обладает характеристикой касания. Его функцией является воздействие. Оно проявляется как встреча [внутренней и внешней сферы, а также сознания]. Его производящей причиной является шесть сфер чувств.
Ощущение обладает характеристикой испытывания. Его функцией является использовать стимул сферы чувственного восприятия. Оно проявляется как удовольствие и страдание. Его производящей причиной является соприкосновение.
Жажда обладает характеристикой быть причиной [страдания]. Его функцией является наслаждение. Она проявляется как невозможность насытиться. Его производящей причиной является ощущение.
Привязанность обладает характеристикой схватывания. Его функцией является не отпускать. Она проявляется как сильная форма жажды и [ложный] взгляд. Его производящей причиной является жажда.
Бывание обладает характеристикой быть поступком и результатом поступка. Его функцией является заставлять бывать и [непосредственно] бывать. Оно проявляется как благотворное, неблаготворное и неопределённое. Его производящей причиной является привязанность.
Характеристики рождения и прочего следует понимать как объяснено в рассмотрении реальностей для благородных.

Характеристики рождения и прочего приводятся в 16 главе:

Рождение

Его характеристикой является первое порождение в любой сфере существования. Его функцией является доставка в сферу существования. Проявляется оно в виде появления на свет из прошлого существования или в виде разнообразия страдания.

Старость

Но это старение имеет в качестве характеристики созревание (пяти) совокупностей. Его функцией является вести к смерти. Оно проявляется как исчезновение молодости.

Смерть

Его характеристикой является исчезновение. Его функцией является разъединение. Она проявляется как отсутствие в уделе (в котором было перерождение).

Печаль

тем не менее в качестве характеристики она имеет внутреннюю охваченность, его функция в том, чтобы полностью охватить ум. Она проявляется как продолжительная опечаленность.

Плач

Характеристикой его является рыдание. Функцией его является перечисление достоинств и пороков. Проявляется он в виде шума.

Боль

Боль означает телесную боль. Характеристикой боли является угнетение тела. Его функцией является вызывать муки у глупцов. Она проявляется как телесные мучения.

Умственные муки

Их характеристикой является угнетение ума. Их функция - терзать ум. Они проявляются как умственные мучения.

Отчаяние

Его характеристикой является умственное жжение. Его функцией является заставлять стонать. Оно проявляется как уныние.

Определение факторов

Paṭiccasamuppādakathā

Определение факторов: печаль и прочее приведены здесь, чтобы показать непрекращающееся вращение колеса бытия.
Ведь они возникают у глупца под действием старости и смерти.
Согласно сказанному: "Монахи, необразованный простолюдин, кого коснулось мучительное телесное ощущение, печалится, грустит и плачет, бьёт себя по груди, стенает и впадает в безумие".
И пока эти вещи продолжают происходить, столько же существует неведение, и так колесо бытия продолжает [своё вращение]: "Неведение обуславливает волевые конструкции" и т.д.
Вот почему факторы обусловленного возникновения следует понимать как 12 путём охвата их [печали и прочего] вместе со старостью и смертью как единого целого.