10 оков, привязывающих существ к колесу бытия.
5 оков, привязывающих к миру страсти (orambhāgiya-saṃyojana):
(1) убеждение в самоотождествлении (sakkāya-diṭṭhi),
(2) неуверенность (vicikicchā),
(3) привязанность к образам действия и обетам (sīlabbata-parāmāsa),
(4) желание чувственных удовольствий (kāma-rāga),
(5) недоброжелательность, враждебность (byāpāda)
5 оков, привязвающих к "тонкоматериальному миру" и "нематериальному миру" (uddhambhāgiya-saṃyojana):
(6) жажда существования в мире тонкой материи (rūpa-rāga),
(7) жажда существования в нематериальном мире (arūpa-rāga),
(8) самомнение (māna),
(9) неугомонность (uddhacca),
(10) неведение (avijjā).
Освободившийся от 1-3 является "вошедшим в поток", от грубых форм 4-5 оков - "возвращающийся однажды", от 1-5 полностью - "невозвращающийся", от всех - арахант. Достигшие этих уровней собирательно называются "благородными личностями" и составляют 3 объект прибежища.
Таков перечень, даваемый в Сутта Питаке. Однако в Абхидхамме список отличается:
(1) желание чувственных удовольствий (kāmarāga),
(2) ненависть (paṭigha),
(3) гордость (māna),
(4) взгляды (видимо соответствует убеждению в самоотождествлении) (diṭṭhi),
(5) неуверенность (vicikicchā),
(6) привязанность к образам действия и обетам (sīlabbata-parāmāsa),
(7) жажда бывания (bhavarāga),
(8) ревность/зависть (issā),
(9) жадность (macchariya),
(10) неведение (avijjā).
По неуверенности см. на странице 5 помех.
- Оставить комментарий
- 766 просмотров