Состояния поглощённости ума (джханы)

Опубликовано khantibalo от 30 июня, 2020 - 19:13

История достижения Буддой 4 состояний поглощённости

В МН26 описывается как Бодхисатта обучался у видных учителей того времени, которые достигали двух высших состояний поглощённости, относящихся к бестелесному миру и развиваемых на основе 4 состояния поглощённости тонкотелесного мира. Однако обретя эти достижения Бодхисатта не достиг своей цели. В МН36 описывается как после ухода от этих учителей он пытался осуществить постижение с помощью аскез, но также не преуспел. Тогда он вспомнил то состояние, в которое он вошёл в возрасте 7 лет, сидя под деревом Джамбу - это история приводится в комментарии к джатакам. Это было вхождение в поглощённость 1 уровня. Ему открылось, что это состояние и есть путь к постижению.

 


Подробные инструкции для достижения джхан даются в 4 главе Висуддхимагги. Здесь будет приведён их конспект.

В 3 главе Висуддхимагги описываются предметы медитации и каким темпераментам каждый из них подходит.

Подходящий монастырь. Устранение малых препятствий

В каноне приводится стандартная формула, когда монах уходит в безлюдное место. Место должно быть

  1. не слишком далеко и не слишком близко (от населённого пункта)
  2. малопосещаемое и малошумное
  3. мало неблагоприятных факторов внешней среды
  4. легко получить монашеские принадлежности
  5. там есть старшие монахи, к которым можно обратиться за помощью

Также необходимо устранить малые препятствия - выполнить дела по уходу за телом, одеянием, сосудом для подаяния. Следует провести уборку в месте проживания.

Подробные инструкции по практике

Целью практики является достижение полной поглощённости. В процессе её достижения есть предварительный этап "сосредоточение доступа" на котором подавляются 5 препятствий (в суттах не описан). В состоянии полной поглощённости возникают 5 факторов, относящихся к первому уровню.

На этапе сосредоточения доступа практикующий видит представление обучения, который благодаря дальнейшей практике заменяется на представление - двойник. Облик этого представления будет разным в зависимости от предмета медитации. В разделе памятования о дыхании говорится, что представления могут быть разными у разных практикующих. Здесь перечислены представления обучения:

Ānāpānassatikathā

 

Здесь - оба типа представлений

Ānāpānassatikathā

 

При медитации на касинах представление нужно расширять. Если путём расширения представления обучения удаётся сразу же достичь полной поглощённости - это хорошо. В противном случае рекомендуется тщательно оберегать представление обучения следующим образом:

  1. проживание в подходящем жилище, проживание в котором способствуют возникновению и укреплению представления,
  2. подходящее места сбора подаяния, где легко получить еду,
  3. отказ от вредной и практика полезной речи,
  4. наличие подходящего друга (учителя), обладающего благими качествами
  5. подходящая еда
  6. подходящий климат
  7. подходящее положения тела для практики

Развитие десятифакторного навыка

Возможно, что описанного выше будет недостаточно для достижения полной поглощённости. В этом случае следует приступить к развитию десятифакторного навыка.

  1. Поддержание тела и внешних предметов в чистоте. Необходимо своевременно проводить мероприятия по уходу за телом (стрижка, бритьё и проч.) и монашескими принадлежностями (штопка одежд, уход в жилище).
  2. Поддержание баланса пяти духовных способностей - уравновешивание убеждённости и мудрости, усердия и собранности, поддержание памятования необходимого всегда.
  3. Навык в представлении состоит в порождении представления, когда оно отсутствует, в развитии представления, когда оно возникло и в защите возникшего представления. Здесь подразумевается навык в последнем.
  4. Своевременное стимулирование ума. Применяется при недостатке усердия. В этом случае развиваются 3 фактора постижения: исследование явлений, усердие и восторг. Как это делается - описано в Ахара сутте и комм. к ДН10.
  5. Своевременное сдерживание ума. Применяется при чрезмерном усердии. В этом случае развиваются 3 фактора постижения: расслабление, собранность ума и безмятежное наблюдение. Как это делается - описано в Ахара сутте и комм. к ДН10.
  6. Своевременная поддержка ума. Применяется при умственной апатии. В этом случае следует думать на предмет 8 оснований чувства срочности: рождение, старость, смерть и прочее.
  7. Своевременное отношение к уму с безмятежностью. Применяется когда практика идёт хорошо, без перекосов.
  8. Избегание людей с несобранным умом.
  9. Встречаться с людьми, чей ум собран.
  10. Устремлённость к собранности ума.

Первый уровень поглощённости

Раздел в Висуддхимагге

Стандартная формула из сутт:

Paṭhamajjhānaṃ

 

в МН43 говорится, что на этом уровне устранены 5 препятствий и действуют 5 факторов:

3. (43) Mahāvedallasuttaṃ

 

В МН 111 перечисляются дополнительные факторы, помимо основных:

1. Anupadasuttaṃ

 

отстранившись от чувственных желаний и отстранившись от неблаготворных способов поведения

Указывается полная несовместимость чувственных желаний с состоянием поглощённости ума. При их наличии вхождение в это состояние невозможно и также они не появляются у того, кто вошёл в неё. Под чувственными желаниями здесь следует понимать приятные объекты чувств: образы, звуки и прочее. Это указывает на телесное уединение.

Под неблаготворными способами умственного поведения следует понимать чувственное желание как загрязнение ума или вообще все виды неблаготворного умственного поведения. Это указывает на умственное уединение и может также пониматься как удовольствие от отрешения.

Есть и альтернативные понимания, например когда под чувственными желаниями понимается первое препятствие медитации, а под неблаготворным умственным поведением - остальные 4 препятствия.

помысел и оценка

Помысел имеет характеристику направления ума на предмет медитации, сравнивается с ударением по предмету.

Оценка имеет характеристику удержания ума на предмете.

Даётся метафора с ударением по колоколу и звоном колокола, держанием предмета одной рукой и чистка его другой рукой и ряд других.

восторг

Описывается 5 различных видов восторга и говорится, что здесь подразумевается восторг, который охватывает всё тело. Когда эти 5 видов восторга развиваются, они развивают телесное и умственное расслабление. Эта пара, в свою очередь, развивает телесное и умственное счастье, а они способствуют собранности ума.

счастье

Если восторгом счесть довольствование при получении желаемого предмета, то счастьем можно считать непосредственное переживание предмета. Метафора с уставшим человеком видящим пруд и затем пользующимся им для облегчения своих страданий.

"порождённые отстранением" - порождённые исчезновением 5 препятствий

Оставление 5 факторов и прочее

Если поглощённость достигнута, следует тщательно запомнить все условия, что привели к достижению. Это позволит воспроизвести их вновь.

Устраняются пять препятствий - они являются основными устраняемыми явлениями наряду с другими неблаготворными видами поведения. Возникают 5 факторов поглощённости, 4 из которых перечислены в стандартной формуле, к ним добавляется однонаправленность. Они присутствуют уже на этапе сосредоточения доступа, но их сила уступает тому, что есть в полной поглощённости.

Помысел позволяет направить ум на предмет, оценка удерживает его на предмете. Восторг, возникающий благодаря успеху от приложения усилий, освежает ум, чьё усилие завершилось успехом благодаря неотвлечению на 5 препятствий. Счастье усиливает это ощущение. Однонаправленность с помощью работы этих факторов равномерно центрирует ум на предмете.

Поддержание состояния поглощённости

Само слово jhana имеет смысл подсвечивания предмета медитации, а также сжигания противников (пяти препятствий).

Даётся рекомендация по запоминанию условий, при которых было достигнуто состояние поглощённости ума: какую пищу принимал, какому человеку прислуживал, в каком был жилище, в каком положении тела, в какое время. Приводится цитата из СН, где говорится о практике 4 способов установления памятования, которая приводит к устранению загрязнений ума и монахе, который усваивает представление (знак) этого.

Чтобы долго пребывать в этом состоянии, следует устранить факторы, препятствующие этому:

  1. отсутствие размышления об опасности чувственных желаний и проч. перед началом практики
  2. отсутствие расслабления тела
  3. отсутствие изгнания лени и сонливости путём направление ума на усердие и проч.
  4. отсутствие устранения неугомонности и беспокойства путём направления ума на представление спокойствия
  5. отсутствие полного очищения ума от предметов, мешающих собранности

Далее говорится о растягивании представления в размерах относительно исходного и показывается, что эта практика имеет смысл только для касин и относится к достижению сверхсил, которые работают в том пространстве, на которое расширили представление.

Пять навыков

Следует развивать пять навыков: направление ума (на выбранный предмет - касины и проч.), вхождение в поглощённость, стабилизация времени, выход и пересмотр.

Начинающий практикующий не должен много заниматься последующим пересмотром. Он должен часто входить в состояние первой поглощённости без регулярного пересмотра, накапливая навык. Он не должен торопиться переходить ко второму уровню, что иллюстрируются наставлением о корове.

Второй уровень поглощённости

Раздел в Висуддхимагге

Переход ко 2 уровню следует осуществлять, когда обретено мастерство на первом. Выйдя из поглощённости первого уровня следует с помощью памятования и осознанности рассмотреть её недостатки, состоящие в грубости рассуждения и изучения, а также близости пяти препятствий. Оставшиеся 3 фактора будут казаться умиротворёнными по сравнению с ними. Затем следует настроиться на то же представление с целью оставления грубых факторов.

Стандартная формула из сутт:

Dutiyajjhānaṃ

 

На этом уровне оставлены 2 фактора (помысел и оценка) и ему присущи 3 фактора (восторг, счастье, однонаправленность).

В МН 111 перечисляются дополнительные факторы, помимо основных:

1. Anupadasuttaṃ

 

Особенностью этого состояния является уверенность и единение ума.

Уверенность здесь соответствует убеждённости. Или она делает ум убеждённым благодаря устранению колебаний от рассуждения и изучения.

Единению ума соответствует собранность ума.

Хотя эти факторы присутствуют уже на первом уровне, именно здесь они набирают силу и становятся полностью очевидными.

"Рождённые собранностью" означает, что именно этот уровень заслуживает названия "собранность ума", благодаря уверенности и отсутствию колебаний помысла и оценки.

Третий уровень поглощённости

Раздел в Висуддхимагге

Способ вхождения здесь тот же: сначала следует хорошо освоить второй уровень и обрести 5 видов мастерства. После выхода со 2 уровня поглощённости следует провести пересмотр следующим образом: "этому достижению угрожает близость рассуждения и изучения, и также восторг является грубым фактором". Практикующий устремляется к достижению более спокойного третьего уровня. Выйдя со второго уровня он с памятованием и осознанностью пересматривает его факторы, считая восторг грубым, а счастье и однонаправленность умиротворёнными.

Для этого он снова настраивается на представление выбранного предмета медитации. 

Стандартная формула из сутт:

Tatiyajjhānaṃ

 

На 3 уровне поглощённости фактор восторга отсутствует, а факторы счастья и однонаправленности присутствуют. Его затухание аналогично преодолению (оставлению) помысла и оценки.

В МН 111 перечисляются дополнительные факторы, помимо основных:

1. Anupadasuttaṃ

 

Это состояние характеризуется безмятежным наблюдением. Термин "безмятежное наблюдение" используется в 10 разных контекстах (факторы постижения, возвышенные состояния и т.п.), но здесь он означает именно безмятежное наблюдение, относящееся к поглощённости ума. В Абхидхамме оно трактуется как беспристрастное отношение даже к высшему блаженству.

Безмятежное наблюдение присутствует и на предыдущих уровнях, однако там его затеняет рассуждение и прочее. Здесь же оно вполне очевидно.

Памятование и осознанность упомянуты в формуле, потому что они не дают уму вернутся к восторгу (2 уровень). Эти факторы присутствуют и на предыдущих уровнях - без них недостижимо даже сосредоточение доступа, но там их функция не очевидна. Здесь же они играют крайне важную роль.

Счастье здесь испытывается умственным телом, но после выхода из состояния поглощённости это счастье будет воздействовать и на физическое тело.

Благородные хвалят его за памятование и осознанность, благодаря которым при наличии счастья он не влеком к нему.

Четвёртый уровень поглощённости

Раздел в Висуддхимагге

Способ вхождения здесь тот же: сначала следует хорошо освоить третий уровень и обрести 5 видов мастерства. После выхода с 3 уровня поглощённости следует провести пересмотр следующим образом: "Этому достижению угрожает близость восторга. Фактор счастья является грубым".

Практикующий устремляется к достижению более спокойного четвёртого уровня. Выйдя с третьего уровня он с памятованием и осознанностью пересматривает его факторы, считая счастье грубым, а ощущение безмятежности и однонаправленность ума - умиротворёнными.

Для этого он снова настраивается на представление выбранного предмета медитации.

Стандартная формула из сутт:

Catutthajjhānaṃ

 

В МН 111 перечисляются дополнительные факторы, помимо основных:

1. Anupadasuttaṃ

 

Здесь говорится об отбрасывании счастья, относящегося к 3 уровню. Способность боли отбрасывается уже на 1 уровне благодаря восторгу (также см. ДН16).

Также условием достижения ни мучительного ни приятного освобождения ума является оставление телесной боли и прочего (согласно МН43).

"Ни удовольствие ни страдание" - это ощущение, противодействующее как удовольствию, так и страданию, а не просто отсутствие их. Это ощущение также называется безмятежностью.

Безмятежность порождает здесь особую чистоту памятования, а также всех связанных факторов. Хотя памятование присутствует и на предыдущих уровнях, именно здесь достигается его чистота.

В Висуддхимагге за этим следует глава, где даётся анализ уровней умственной поглощённости не на 4, а на 5.