Три вида предрасположенностей
Монахи, при условии зрения и образного возникает сознание зрения, сочетание их трех – соприкосновение, от соприкосновения в качестве условия возникает то, что ощущается как приятное, или мучительное, или ни приятное, ни мучительное.
Кто, будучи затронут приятным ощущением, восторгается, приветствует это, погрязает в этом,
– в том залегает предрасположенность к страсти.
Кто, будучи затронут неприятным ощущением, печалится, изнуряется, стенает, хлопает себя ладонью по груди, впадает в безрассудство,
– в том залегает предрасположенность к отвращению.
Кто, будучи затронут ни приятным ни неприятным ощущением, не распознает как есть возникновение, исчезновение, усладу, недостаток и способ избавления от этого ощущения,
– в том залегает предрасположенность к неведению.
Семь видов предрасположенностей
Перечисляются в АН 7.11:
Монахи, существует семь видов предрасположенностей.
Какие семь?
Предрасположенность к чувственной страсти, предрасположенность к отвращению, предрасположенность к [ложным] взглядам, предрасположенность к неуверенности, предрасположенность к самомнению, предрасположенность к страсти к быванию, предрасположенность к неведению.
Таковы семь видов предрасположенностей.
Объяснения в комментаторской литературе
В Висудххимагге даётся такое объяснение:
"Предрасположенности". Их семь, а именно жажда чувственных удовольствий и прочее в смысле крепкости (укоренённости): предрасположенность к жажде чувственных удовольствий, к отвращению, к самомнению, к (ошибочному) взгляду, неуверенности, жажде бывания и неведению.
Ведь из-за их крепкости (укоренённости) они зовутся предрасположенностями, поскольку они залегают в качестве причины возникновения жажды чувственных удовольствий и прочего снова и снова.
В комментарии даётся определение:
"Предрасположенности" (anusaya) - непрерывно здесь они происходят (anu anu senti), в непрерывности живого существа. Смысл в том, что когда есть подходящая причина они возникают.
В других частях комментария к Висуддхимагге говорится, что речь тут об укоренившихся загрязнениях.
Устранение предрасположенностей
В МН 148 (конспект) объясняется как закладываются первые три вида предрасположенностей (см. выше) и что нужно делать, чтобы они не залегали:
Монахи, при условии зрения и образного возникает сознание зрения, сочетание их трех – соприкосновение, от соприкосновения в качестве условия возникает то, что ощущается как приятное, или мучительное, или ни приятное, ни мучительное.
Кто, будучи затронут приятным ощущением, не восторгается, не приветствует это, не погрязает в этом,
– в том не залегает предрасположенность к страсти.
Кто, будучи затронут неприятным ощущением, не печалится, не изнуряется, не стенает, не хлопает себя ладонью по груди, не впадает в безрассудство,
– в том не залегает предрасположенность к отвращению.
Кто, будучи затронут ни приятным ни неприятным ощущением, распознает как есть возникновение, исчезновение, усладу, недостаток и способ избавления от этого ощущения,
– в том не залегает предрасположенность к неведению.
И, монахи, возможно, что тот, кто устранил предрасположенность к страсти по отношению к приятному ощущению, кто рассеял предрасположенность к отвращению по отношению к неприятному ощущению, кто упразднил предрасположенность к неведению по отношению к ни приятному ни неприятному ощущению, устранил неведение и породил знание, уже в этом зримом мире положит конец страданию.
Аналогично для остальных 5 сфер.
Предрасположенностям посвящён большой раздел в "книге пар" Абхидхамма Питаки. Из него следует, что полностью они преодолеваются с благородными путями и плодами. В своей книге по огненной проповеди Нянапоника тхера пишет, что устранению предрасположенностей служит практика отслеживания ощущений. И это так в связи с тем, что три основные предрасположенности (к страсти, к отвращению и неведению), встречаемые в суттах, залегают в результате реакций на три вида ощущений. Также он пишет, что три вида предрасположенностей являются на самом деле тремя корнями неблаготворного под другими именами. Отслеживание ощущений описано в ДН 22, и комментарии к ней (конспект).
- Оставить комментарий
- 140 просмотров