Привязанность к образам действий и обетам

Опубликовано khantibalo от 8 сентября, 2020 - 18:55

Привязанность к образам действий и обетам. Обычно иллюстрируется имевшимися во время Будды ритуалами брахманов, которые по их мнению, приносили очищение (описаны напр. в АН 10.176).

В Висуддхимагге объясняется как возникает эта окова:

Āyatanapabbavaṇṇanā

Окова привязанности к образам действия и обетам возникает у того, кто принимает образы действия и обеты думая: "В будущем будет возможно заполучить такой [объект чувств] путём принятия для соблюдения образов действия и обетов".

Слово sīlabbata определяется в комментарии к СНп 2.1 следующим образом:

Sahāvassātigāthāvaṇṇanā

Образ действия, состоящий из образа действия собаки, быка и прочих, а также обеты, состоящие из обетов собаки, быка и прочего, которые описаны в текстах об отшельниках и брахманах вне системы обучения Будды по схеме, начинающейся с "Очищение посредством образа действий, очищение посредством обетов" называются образом действия и обетом (sīlabbata). С устранением этого все виды несмертных аскез, начиная с хождения обнажённым и бритоголовым устраняются.

В ДН 24 приводится пример обетов, которые соблюдали неббудийские отшельники:

Acelakaḷāramaṭṭakavatthu

И в то время в Весали жил нагой аскет по имени Каларамуттхака, который был очень известен в столице народа Ваджи и имел огромные доходы.
Он принял семь обетов: "Всю мою жизнь я буду нагим аскетом и не буду надевать никакой одежды; всю мою жизнь я буду хранить целомудрие и воздерживаться от сексуальных отношений; всю мою жизнь я буду пить крепкие напитки и мясо и буду воздерживаться от вареного риса и кислого молока;
всю мою жизнь я никогда не выйду за пределы [территории, ограниченной] надгробием Удена на востоке Весали, надгробием Готамака на юге, надгробием Саттамба на западе, и надгробием Бахупутта на севере".