Убеждение в самоотождествлении

Опубликовано khantibalo от

Откуда берётся

В МН2 объясняется как различные взгляды на личность возникают благодаря неосновательному вниманию к определённым вопросам:

Dassanā pahātabbāsavā

Вот как он неосновательно обращает внимание: "Существовал ли я в прошлом,
или не существовал?
Кем же я был в прошлом?
Каким же образом я существовал в прошлом?
Кем быв, кем я стал в прошлом?
Буду ли я существовать в будущем,
или не буду?
Кем же я буду в будущем?
Каким же образом я буду существовать в будущем?
Кем быв, кем я стану в будущем?
Или тогда в нем возникает сомнение относительно текущей жизни: "Я есть?
Меня нет?
Кто же я есть?
Каким же образом я есть?
Откуда же пришло это существо?
Куда же оно отправится?"
У того, кто таким образом не основательно обращает внимание, возникает одно из шести воззрений:
У него возникает как истинное и верное воззрение: "У меня есть [нечто,] являющееся мной", или у него возникает как истинное и верное воззрение "У меня нет чего-либо являющегося мной", или у него возникает как истинное и верное воззрение "Собой я распознаю себя", или у него возникает как истинное и верное воззрение "Собой я распознаю не-себя", или у него возникает как истинное и верное воззрение "Не-собой я распознаю себя". Или же у него появляется воззрение: "Вот это нечто, являющееся мной, которое говорит и ощущает, испытывает то здесь, то там последствия добрых и злых дел, но это моё нечто, являющееся мной, неизменно, постоянно, вечно, не подвержено превратностям, и пребудет на вечные времена".

Четыре способа отождествления по отношении к совокупностям даются в суттах, напр. в СН 22.7 или МН 44 , с объяснениями из Патисамбхидамагги получается следующее:

  1. Он считает тело собой (rūpaṃ attato samanupassati), считая тело и себя нераздельными, подобно тому, как нераздельны пламя масляной лампы и его цвет.
  2. Он считает себя обладающим телом (rūpavantaṃ vā attānaṃ), когда он, приняв в качестве "себя" бестелесное (то есть ум или умственные процессы), считает его имеющим тело, подобно тому, как дерево имеет тень. При этом дерево и тень различны.
  3. Он считает тело находящимся в себе (attani vā rūpaṃ), когда он, приняв бестелесное (умственное) в качестве "себя", считает тело заключающимся в нем, как запах в цветке. При этом запах и цветок различны.
  4. Он считает себя находящимся в теле (rūpasmiṃ attānaṃ), когда он, приняв бестелесное (умственное) в качестве "себя", считает его находящимся в теле, как драгоценный камень в шкатулке. При этом камень и шкатулка различны.

В результате необученный простолюдин считает 5 совокупностей собой, или себя обладающим совокупностями, или совокупности находящимися в себе, или себя находящимся в совокупностях. 5 совокупностей на 4 способа отождествления дают 20.

В СН 22.47 объясняется, что эти взгляды сопровождаются самомнением "я есть". Когда необразованный простолюдин сталкивается с тем, что испытывается в результате соприкосновения неведения, у него возникают мнения "я есть", "я это", "я буду", "меня не будет", "я буду обладать телом", "я буду бестелесным", "я будут иметь способность распознавания", "я буду нераспознающим", "я буду ни распознающим ни нераспознающим".

В СН 22.49 говорится, что самомнение принимает форму гордости (или комплекса неполноценности) когда в отношении 5 совокупностей появляются мнения: я лучше, я хуже, я не хуже.

Откуда берутся - см. здесь.

Следствием убеждения в самоотождествлении является присвоение и отождествление с 5 совокупностями "это моё, я являюсь этим, это является мной" (МН 22). См. также комм. к МН 22 (241 пункт). И ещё интересный комментарий.

В МН 148 объясняется, что к возникновению самоотождествления ведёт взгляд на шесть шестёрок (шесть внутренних сфер чувств ... шесть видов жажды) как "это моё, я являюсь этим, это является мной".

Как устраняется

Совет Будды по устранению самоотождествления:

10. Bāhiyasuttaṃ

"Поэтому Бахия, тебе следует упражняться так: "В видимом должно быть просто видимое; в слышимом должно быть просто слышимое; в ощущаемом должно быть просто ощущаемое; в сознаваемом должно быть просто сознаваемое".
Так, о Бахия, тебе следует упражняться.
Когда, Бахия, для тебя в видимом будет просто видимое; в слышимом будет просто слышимое; в ощущаемом будет просто ощущаемое; в сознаваемом будет просто сознаваемое, тогда ты не будешь существовать "с этим". А когда ты не существуешь "с этим", тогда ты не существуешь "в этом". Когда, Бахия, ты не существуешь "в этом", тогда ты не существуешь ни в том, ни в другом, ни посередине этих двух.
Именно это конец страдания.

В МН 148 объясняется, что путь, ведущий к исчезновению самоотождествления, состоит в том, чтобы рассматривать шесть шестёрок как "это не моё, я не являюсь этим, это не является мной".

Как Будда относится к воспринимаемым явлениям

4. Kāḷakārāmasuttaṃ

Поэтому, о монахи, когда Татхагата видит что нужно увидеть, не представляет [объект как] видимый, не представляет невидимый, не представляет что нужно увидеть, не представляет зрителя, когда слышит что нужно услышать..., когда ощущает что нужно ощутить..., когда сознаёт что нужно сознать...