Реальность, являющаяся страданием

Опубликовано khantibalo от

Формула по суттам

1. Dhammacakkappavattanasuttaṃ

Монахи, такова для благородных реальность, являющаяся страданием: рождение мучительно, старость мучительна, смерть мучительна, печаль, плач, боль, муки, отчаяние - мучительны, связь с неприятным мучительна, разлучение с приятным мучительно, неполучение желаемого мучительно, короче говоря, пять присваиваемых совокупностей мучительны.

Определение составляющих по суттам

Dukkhasaccaniddeso

А что такое рождение?
Любое рождение, зарождение, происхождение, возникновение, приход, появление (присваиваемых) совокупностей, приобретение сфер (чувств) разнообразными существами из той или иной группы существ – вот что называется рождением.
А что такое старение?
Любое старение, одряхление, сломанные зубы, появление седины и морщин, упадок жизненной силы, ослабление способностей существ из той или иной группы существ, – вот что называется старением.
А что такое смерть?
Умирание, уход, разрушение, исчезновение, кончина, смерть, завершение времени жизни, разрушение совокупностей, оставление тела, прекращение жизненной способности разнообразных существ из той или иной группы существ, – вот что называется смертью.
А что такое печаль?
Печаль, опечаленность, грусть, внутренняя печаль, внутренняя грусть любого, кто страдает от несчастья, столкнувшегося с чем-то мучительным, – вот что называется печалью.
А что такое плач?
Рыдание, плач, причитание, оплакивание, стоны, всхлипывание любого, кто страдает от несчастья, столкнувшегося с чем-то мучительным, – вот что называется плачем.
А что такое боль?
Все, что переживается как телесная боль, телесное неудобство, боль или неудобство, вызванные телесным соприкосновением, – вот что называется болью.
А что такое (умственные) муки?
Все, что переживается как умственная боль, психическое неудобство, боль или неудобство, вызванные соприкосновением рассудка, – вот что называется муками.
А что такое отчаяние?
Любое уныние, отчаяние, состояние уныния, состояние отчаяния того, кто страдает от несчастья, кто соприкоснулся с чем-то мучительным, – вот что называется отчаянием.

Эти виды страданий согласно стандартной формуле обусловленного возникновения обусловлены рождением.

Прочие виды страданий:

Dukkhasaccaniddeso

А что такое страдание от связи с неприятным?
Здесь, когда некто имеет нежелательное, нелюбимое, непривлекательное образное, звуки, запахи, вкусы, осязаемые предметы или познаваемые явления; или происходит связь, контакт, взаимоотношения, взаимодействие с теми, кто желает зла, кто желает нанести вред, кто желает неудобства, кто желает не достичь свободы от оков - вот что называется страданием от связи с неприятным.
А что такое страдание от разлуки с приятным?
Здесь некто имеет желательное, любимое, привлекательное образное, звуки, запахи, вкусы, осязаемые предметы или познаваемые явления или имеет связь, соприкосновение, взаимоотношения, взаимодействие с теми, кто желает добра, кто желает принести пользу, кто желает удобства, кто желает достичь свободы от оков, с матерью, отцом, братом, сестрой, друзьями, коллегами или родственниками, а потом лишается этой связи, соприкосновения, взаимоотношений, взаимодействия - вот что называется страданием от разлуки с приятным.

Страдание неполучения желаемого по ДН 22:

Dukkhasaccaniddeso

А что такое страдание неполучения желаемого?
У существ, подверженных рождению, возникает желание: "О, пусть мы не будем подвержены рождению, и пусть рождение с нами не происходит".
Но это не достигается желанием. Таково страдание неполучения желаемого.

Аналогичное объяснение для старости, болезни и смерти.

Объяснение страдания резюмируется отсылкой к 5 совокупностям:

Dukkhasaccaniddeso

А каковы пять присваиваемых совокупностей, которые, короче говоря, мучительны?
А вот каковы: присваиваемая совокупность тел, присваиваемая совокупность ощущений, присваиваемая совокупность распознавания, присваиваемая совокупность умственных конструкций, присваиваемая совокупность сознания.
Они называются присваиваемыми совокупностями, которые, короче говоря, мучительны.

Пояснения по комментарию к МН 9

В комментарии к МН 9 подробно разбирается старость и смерть. Старение может быть явным и неявным:

  1. явное старение включает в себя очевидные признаки, такие как сломанные зубы и прочее
  2. неявное старение включает в себя старение нематериальных составляющих (видимо способностей восприятия и ослабление интеллекта)

Кроме того старение может быть непрерывным и дискретным

  1. непрерывное старение присуще неживым предметам - драгоценностям типа золота и серебра, у которых трудно обнаружить конкретные изменения по прошествии конкретных периодов
  2. дискретное старение присуще всему тому, где можно обнаружить конкретные изменения цвета, запаха и прочего за конкретные интервалы времени

Формула смерти сначала даётся с помощью общеупотребимых терминов и она отсекает полное уничтожение. Затем смерть объясняется в виде абсолютного понятия "разрушение совокупностей". При этом у существ нематериального мира происходит только разрушение совокупностей, без оставления тела. Кроме этого, в момент смерти божеств и жителей брахмалоки тела не остаётся, поэтому у них тоже только разрушение совокупностей. У всех остальных тело остаётся.

Классификация страданий по Висуддхимагге

Приводится в 16 главе.

  1. Страдание от боли - мучительные ощущения
  2. Страдание от изменений - телесные и умственные приятные ощущения приносят боль, когда они меняются
  3. Страдание от конструированного - нейтральное ощущение и все остальные конструкции трёх сфер бытия, угнетаемые возникновением и исчезновением
  4. Скрытое/неочевидное страдание - телесные и умственные муки, которые явно не видны (зубная боль и прочие)
  5. Явное/очевидное страдание - муки, вызванные пытками
  6. Непрямое страдание - рождение и прочее, потому что они являются основами для других видов страданий
  7. Прямое страдание - мучительные ощущения

Анализ конкретных видов по Висуддхимагге

Название Определение/виды Почему является страданием
Рождение первое проявление любых совокупностей, проявляющихся в живых существах, когда они рождаются где-то

потому что оно является основой для следующих видов страданий:

  1. страдание от вхождения в утробу
  2. страдание от вынашивания
  3. страдание от аборта
  4. страдание при прохождении родовых путей
  5. страдание после рождения в результате взятия на руки, купания, вытирания
  6. страдание от насилия над самим собой - аскезы, самоубийство и проч.
  7. страдание от насилия со стороны других
Старость

старость совокупностей, составляющих одно существование

потому что оно является основой для телесного и умственного страдания, возникающего в результате множества условий, таких как тяжесть во всех частях тела, упадок способностей чувственного восприятия, исчезновение молодости, потеря памяти и интеллекта, презрение со стороны других людей и т.п.
Смерть Разрыв связи "способности жить", входящей в одно существование. Виды:
  1. смерть от насилия
  2. смерть от естественных причин
  3. смерть от истечения срока жизни
  4. смерть от окончания заслуг
потому что она является основой для страдания.
Печаль умственное жжение в человеке, потерявшем родственников или других близких. потому что она сама является мучительным ощущением и также будучи основой для страдания
Плач причитания того, кто пострадал от потери родственников и т.п. потому что это состояние страданий из-за конструированного и потому что он является основой для страдания.
Боль телесная боль потому что она сама является мучительным ощущением и также потому, что приносит умственное страдание
Муки умственная боль потому что являются мучительным ощущением и порождают телесное страдание (от самоубийства и проч.)
Отчаяние состояние, порождающееся чрезмерным умственным страданием у того, кто потерял родственников потому что это страдание из-за конструкций, из-за горения ума и из-за телесного упадка сил
Связь с неприятным встреча с неприятными существами и неживыми предметами потому что это основа для страдания
Разлучение с приятным разлучение с приятными существами и неживыми предметами потому что это основа страдания в виде печали.
Неполучение желаемого желание того, что нельзя получить (см. ДН22) потому что это основа для страдания

Все виды страданий угнетают пятёрку присваиваемых совокупностей как огонь делает с топливом, и они порождаются в совокупностях как сорняки, лианы и т.п. на земле. Невозможно перечислить их всех без остатка, показав каждый вид страдания, поэтому Будда сказал: "Короче говоря, пять присваиваемых совокупностей являются мучительными".