Совокупность ощущений

Опубликовано khantibalo от 5 сентября, 2020 - 23:11

Совокупность ощущений разбирается в Висуддхимагге

Определение

7. Khajjanīyasuttaṃ
Монахи, почему его зовут ощущением?
Оно ощущает, поэтому его зовут ощущением.
Что ощущает?
Приятное ощущает, неприятное ощущает, ни приятное ни не неприятное ощущает.
Оно ощущает, поэтому его зовут ощущением.

Свойства и характеристики

В wheel 117 говорится, что то, что его можно испытать как приятное, неприятное или нейтральное, является характеристикой ощущения. Другие характеристики см. ниже в разделе "классификация ощущений".

Как возникает ощущение

6. Chachakkasuttaṃ

При условии зрения и образного возникает сознание зрения, сочетание их трех – соприкосновение, при условии соприкосновения возникает ощущение;

Виды

4. (44) Cūḷavedallasuttaṃ

- Почтенная, сколько есть видов ощущений?
- Друг Висакха, вот три вида ощущений: приятное ощущение, неприятное ощущение и ни приятное ни неприятное ощущение.
- Почтенная, что такое приятное ощущение, что такое неприятное ощущение, что такое ни приятное ни неприятное ощущение?
- Друг Висакха, то, что телом или умом испытывается как приятное и нравящееся - это приятное ощущение.
Друг Висакха, то, что телом или умом испытывается как неприятное и ненравящееся - это неприятное ощущение.
Друг Висакха, то, что телом или умом испытывается ни как приятное ни как неприятное - это ни приятное ни неприятное ощущение.
- Почтенная, каким образом приятное ощущение приятно и неприятно, неприятное ощущение приятно и неприятно, а ни приятное ни неприятное ощущение приятно и неприятно?
- Друг Висакха, приятное ощущение приятно, когда оно остаётся и неприятно, когда изменяется. Неприятное ощущение неприятно, когда оно остаётся и приятно, когда изменяется. Ни приятное ни неприятное ощущение приятно, когда оно сопровождается знанием и мучительно, когда знанием не сопровождается.
- Почтенная, приятное ощущение какую предрасположенность образует? Неприятное ощущение какую предрасположенность образует? Ни приятное ни неприятное ощущение какую предрасположенность образует?
- Друг Висакха, приятное ощущение образует предрасположенность к страсти, неприятное ощущение образует предрасположенность к отвращению, ни приятное ни неприятное ощущение образует предрасположенность к неведению.

Услада, изъян и освобождение

СН 22.57 Sattaṭṭhānasuttaṃ

Монахи, что такое ощущение?
Монахи, это шесть собраний ощущений: ощущение в результате соприкосновения зрения, ощущение в результате соприкосновения слуха, ощущения в результате соприкосновения обоняния, ощущение в результате соприкосновения чувства вкуса, ощущение в результате соприкосновения осязания, ощущение в результате соприкосновения рассудка.
Монахи, это зовётся ощущением.
От возникновения соприкосновения возникает ощущение, при прекращении соприкосновения ощущение прекращается.
Таков благородный восьмеричный путь, ведущий к прекращению ощущения, а именно надлежащий взгляд... надлежащая собранность ума.
То, что благодаря ощущению появляется счастье и радость, является усладой ощущения.
То, что ощущение изменчиво, мучительно (не удовлетворяюще), подвержено изменению – является изъяном ощущения.
Устранение желания и страсти, прекращение желания и страсти в отношении ощущения является способом избавления от ощущения.

Здесь услада и изъян соответствуют приятному ощущению (счастье/радость и изменение соответственно) и также даётся изъян неприятного ощущения (мучительность). Однако в МН 146 говорится, что необходимо распознавать как есть усладу и изъян и ни приятного ни неприятного ощущения. В комментариях объясняется, что услада двух остальных видов ощущений возникает из-за искажения распознавания и потому что неприятное ощущение приятно когда изменяется:

Hārasaṅkhepo

Или это услада, то есть жажда, потому что посредством её наслаждаются.
Ведь по причине жажды человек наслаждается приятным и приятным предметом.
И как жажда, так и искажения.
Ведь существа из-за искажения распознавания наслаждаются неприятным предметом как приятным, вот так оценка "[это] наслаждение" должна пониматься через ощущение со всей жаждой конструированных явлений трёх миров и искажениями.
Но как получается, что неприятное и ни приятное ни неприятное ощущение может приносить усладу?
Из-за искажения и из-за природы быть причиной приятного.
Ведь сказано: "Друг Висакха, приятное ощущение приятно, когда оно остаётся и неприятно, когда изменяется.
Неприятное ощущение неприятно, когда оно остаётся и приятно, когда изменяется. Ни приятное ни неприятное ощущение приятно, когда оно сопровождается знанием и мучительно, когда знанием не сопровождается." (МН 44)

 

Далее говорится, что изъяном неприятного ощущения является тройная мучительность, что соответствует объяснению из СН 22.57 выше. Одно из искажений распознавания действительно приводит к распознаванию мучительного как приятного.

Хотя среди искажений распознавания не указывается распознавание ни приятного ни неприятного ощущения как приятного или неприятного, можно предположить, что такое искажение возможно, а значит, что его услада и изъян соответствуют тому ощущению, за которое оно будет принято - за приятное или неприятное.

Классификация ощущений

В 14 главе Висуддхимагги даётся следующая классификация ощущений:

  1. по виду сознания, с которым связано: благотворное, неблаготворное, неопределённое
  2. по сущности: телесное приятное, телесное мучительное, радость, огорчение и безмятежность

Для классификации "по сущности" даются следующие объяснения:

Vedanākkhandhakathā

Здесь [телесное] приятное ощущение имеет характеристику испытывания желательного осязаемого предмета. Его функцией является усиливать связанные с ним явления. Оно проявляется как телесное наслаждение. Его производящей причиной является способность осязания (тела).
[Телесное] неприятное ощущение имеет характеристику испытывания нежелательного осязаемого предмета. Его функцией является ослаблять связанные с ним явления. Оно проявляется как телесный недуг (мучение). Его производящей причиной является способность осязания (тела).
Радость имеет характеристику испытывания желательного предмета. Его функцией является использование желательного предмета тем или иным образом. Она проявляется как умственная услада. Его производящей причиной является расслабление.
Огорчение имеет характеристику испытывания нежелательного предмета. Его функцией является использование нежелательного предмета тем или иным образом. Оно проявляется как умственный недуг (мучение). Его производящей причиной однозначно является сердечная основа.
Безмятежность имеет характеристику испытываться как нечто нейтральное. Её функцией является ни существенное усиление ни существенное ослабление связанных явлений. Его производящей причиной является умственное состояние без восторга.

Совокупность ощущений

В Абхидхамме даётся определение совокупности ощущений на основе вот этого фрагмента СН 22.59 и др:

7. Anattalakkhaṇasuttaṃ

какое бы ни было ощущение - прошлое, будущее, настоящее, внутреннее или внешнее, грубое или тонкое, низменное или возвышенное, далёкое или близкое – следует в соответствии с действительностью и истинной мудростью рассматривать как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

И также в абхидхамме даётся разбор каждого из пунктов (прошлое ощущение и .п.). Таким образом, в совокупность ощущений входят все ощущения - прошлые, будущие и др. Необразованный простолюдин присваивает ощущение и отождествляется с ним как "это моё, я являюсь этим, это является мной".

В МН 28 говорится, что накопление 5 присваемых совокупностей происходит в момент восприятия предметов чувств с помощью 6 способностей чувственного восприятия.