2. нравственность

Опубликовано khantibalo от

Нравственность как совершенство

В предисловию к комментарию к джатакам даётся следующая метафора:

Sumedhakathā

Но размышляя далее он понял: "Помимо этого совершенства для достижения состояния Будды должны быть и другие", - и узрев второе совершенство - нравственность, подумал: "Мудрый Сумедха, начиная с этого дня ты должен развивать совершенство нравственности.
Как бык охраняет свой лохматый хвост даже ценой жизни, так и тебе, чтобы стать Буддой надо оберегать принципы нравственности даже ценой жизни". И он твёрдо устремился к развитию второго совершенства - нравственности.

Санкапала джатака (524)

В Раджагахе правил король Магадхи. Бохисатта родился сыном главной жены короля и его назвали Дуййодхана. Закончив обучение он вернулся домой и его отец отдал ему всю власть, а сам сталь отшельником, поселившись в парке. Сын навещал отца трижды в день, в результате отец не смог достичь джхан и решил покинуть это место.
Он нашёл другое место и занимаясь медитацией обрёл джханы и наставлял нагов, проживавших в реке наподалёку. Бодхисатта отправился на его поиски и найдя, спросил кого он наставляет. Отец ответил, что он наставляет Санкапалу - правителя нагов.
Увидев великолепие этого наги он устремился к рождению в мире нагов и организовав для отца регулярное подаяние пищи, вернулся домой. В своём городе он велел соорудить места раздачи подаяния, соблюдал принципы нравственности и дни Упосатхи. По окончании жизни он переродился в мире нагов правителем Санкапалой.
Будучи нагой он снова пожелал родиться человеком и соблюдал Упосатху, но со временем он стал деградировать в нравственности.
Он покинул мир Нагов и начал жить недалеко от реки, где жил отец, соблюдая принципы нравственности и дни Упосатхи.
Санкапала решил, что пусть те, кто хотят взять его кожу и плоть - пусть берут.
Однажды группа из 16 человек из соседней деревни, желая поесть мяса ходили по лесу с оружием в руках, и ничего не найдя, встрестили лежащего нагу.
Побоявшись, что он может убежать, они начали колоть его кольями.
Соблюдая день Упосатхи он решил не злиться на них и они понесли его с собой на кольях.
Мимо проезжал богатый торговец и подарив этим мужчинам большие подарки, попросил освободить нагу.
Нага освободился, отправился в свой дворец, после чего пригласил торговца в своей мир и угощал его пищей богов и божественными усладами целый год.
Торговец пожелал стать отшельником.
Отшельник в процессе своих путешествий дошёл до Баранаси и его увидел тамошний правитель. Правитель пригласил его к себе, угостил прекрасной едой.
Отшельник рассказал ему о великолепии мира нагов, который был достигнут Санкапалой благодаря нравственности.

Стихотворное резюме этой истории:

Sumedhakathā

Когда меня пронизывали кольями и копьями кололи
Я не злился на подонков - таково моё совершенство нравственности.

Нравственность как часть буддийской практики

В Благородный восьмеричный путь входят три фактора группы нравственности - надлежащая речь, надлежащая деятельность и надлежащие средства к существованию (МН 44).

Слово sīla означает воздержание от дурных поступков (АН 8.25), которые охватываются 5 предписаниями, 8 предписаниями, 10 предписаниями или предписаниями монашеской дисциплины.

Конкретные советы по нравственности даются в СНп 1.6 и СНп 1.7.