Буддистов-мирян мужского пола называют upāsaka, женского - upāsikā.
Тема мирских последователей подробно разбирается в комментарии к МН 4.
Положение в сообществе последователей Будды
Буддисты-миряне относятся к категории мирских последователей Будды. Помимо соблюдения базовых правил дисциплины (см. ниже) их долгом (но не обязанностью) является материальная поддержка монашеской общины. Буддистам-мирянам рекомендовано занимаются изучением и практикой учения Будды в меру своих возможностей. Монастыри и храмы проводят для них учебные программы, включающие в себя многодневные курсы по медитации.
Приобретение статуса
Сидя в одной стороне, сакья Маханама обратился к Благословенному с такими словами: "Почтенный, каким образом некто является мирским последователем?"
Маханама, в случае, когда некто пришёл к Будде как к прибежищу, пришёл к Дхамме как к прибежищу, пришёл к Сообществу как к прибежищу, он является мирским последователем.
Человек становится буддистом-мирянином в момент принятия Трёх Прибежищ. Это принятие происходит на умственном уровне, хотя в настоящее время принято также подтверждать его путём формальной церемонии. Церемонию может проводить буддийский монах или мирянин может провести её самостоятельно. Монах зачитывает мирянину традиционную палийскую формулу, а мирянин повторяет за ним строку за строкой.
о некоторых ошибочных представлениях о ритуале принятия прибежища
Потеря статуса
Буддист-мирянин теряет статус, если он отрешается хотя бы от одного из Трёх Прибежищ или принимает что-то или кого-то выше соответствующих объектов приверженности.
Дисциплина
Нравственным мирским последователем является тот, кто избегает 5 поступков
Почтенный, каким образом мирской последователь является нравственным?
В той мере, Маханама, как мирской последователь [Будды] воздерживается от уничтожения живых существ, воздерживается от взятия неданного, воздерживается от дурного сексуального поведения, воздерживается от ложной речи, воздерживается от употребления опьяняющих веществ, ведущих к беспечности, в той мере, Маханама, мирской последователь является нравственным.
В настоящее время среди буддистов-мирян принято ежедневно зачитывать формулу пяти правил, демонстрируя решимость избегать этих поступков. В присутствии монаха принято просить монаха зачитать их вслух. Это является частью традиционной церемонии, при которой монах сначала зачитывает мирянам формулу прибежища, а затем правила. Палийская формула правил следующая:
pañca sikkhāpadāni (pañcasīla)
Я принимаю правило воздерживаться от убийства живых существ.
Я принимаю правило воздерживаться от взятия того, что мне не дано.
Я принимаю правило воздерживаться от дурного сексуального поведения.
Я принимаю правило воздерживаться от ложной речи.
Я принимаю правило воздерживаться от употребления опьяняющих веществ, ведущих к беспечности.
В этом виде в каноне она отсутствует, но в Абхидхамме есть упоминания.
В каноне определение поступков, входящих в 5 правил, даётся в АН 10.176, а подробный разбор - в комментарии к МН 9 и в комментарии к ДН 1. Тема третьего правила разобрана у нас в отдельной статье.
В дни упосатхи рекомендовано соблюдение 8 правил и проведение всего дня в монастыре или храме. В АН 8.43 Будда объясняет как мирянину следует соблюдать эти правила.
Комментарий к Кхуддакапатхе в своём анализе 10 правил саманеры объясняет, что слово sikkhāpada следует понимать как "путь к обучению" или как "основа обучения". Значение "правило" не даётся.
В отличие от монахов, к мирянам не применяются санкции при нарушении дисциплинарных правил и дисциплина в целом носит рекомендательный характер.
Литература современных авторов по теме 5 и 8 правил:
Объяснение этических правил буддистов-мирян в авторской работе ББ
Буддийская практика для мирян - Упосатха
В АН 5.175 используются разные эпитеты, чтобы показать мирских последователей в зависимости от их нравственности и проч.
Практика
Важной практикой мирских последователей Будды помимо соблюдения этических правил является также дарение.
- Оставить комментарий
- 130 просмотров