8. целеустремлённость

Опубликовано khantibalo от 2 сентября, 2020 - 17:58

В предисловию к комментарию к джатакам даётся следующая метафора:

Sumedhakathā

Но он продолжал размышлять: "Помимо этого совершенства для достижения состояния Будды должны быть и другие", и узрев восьмое совершенство - целеустремлённость, подумал: "Мудрый Сумедха, начиная с этого дня ты должен развивать совершенство целеустремлённости.
Ничто не поколеблет тебя в этой целеустремлённости.
И как гора, которую ветер ударяет со всех сторон, не качается, не двигается, но остается на своем месте, так и ты, если будешь непоколебим в своей целеустремлённости, станешь Буддой". И он твёрдо устремился к развитию восьмого совершенства - целеустремлённости.

Мугапаккха джатака (538)

Однажды в Баранаси правил король Касираджа. У него было 16 тысяч жён, но ни одна из них не могла родить ему сына или дочь. Его главная жена вспомнив о своей нравственности загадала, чтобы у неё родился сын.
Бодхисатта в то время был божеством, но в предыдущей жизни 80 тысяч лет страдал в аду.
Сакка попросил родиться сыном этой женщины и Бодхисатта согласился, переродившись вместе с другими божествами. Когда он родился, король предоставил ему превосходных нянек. Предсказатели, увидев знаки на его теле, предсказали ему правление всеми континентами.
Король назвал сына Темьякумара.
Когда бодхисатте был 1 месяц, его принесли отцу и пока он играл с ним, к нему привели преступников и король вынес им жестокое наказание. Поняв, что отец благодаря этому попадёт в ад, он вспомнил свои прошлые жизни как сам был королём и попал в ад.
Он подумал, что не желает становиться королём и одно божество, бывшее его матерью в прошлых жизнях, посоветовало ему притвориться хромым, немым, глухим и глупым.
Младенцем он не плакал, когда хотел молока. Когда подрос, он не брал угощения, фрукты и игрушки поставленные рядом с ним.
До 16 лет они подвергали его различным испытаниям, чтобы выяснить вправду он глухой, немой и т.п. или прикидывается: с помощью еды, огня, дикого слона,
змей, актёрской игры, человека с обнажённым мечом, громким звуком, лампами, обмазывали тело патокой и помещали в место, набитое мухами.
Запрещали мыться и ходить в туалет и потом стыдили, клали под кровать раскалённые сковороды, приводили танцовщиц.

Так подвергая его испытаниям до 16 лет они не смогли найти его слабость.
Король вызвал предсказателей и те посоветовали ему вывезти сына из города и закопать на кладбище, в противном случае будет угроза жизни и власти короля.
Мать бодхисатты попросила не исполнять это, и сделать сына правителем страны на 7 дней.
Каждый день она умоляла его, зная, что он не хромой, не глухой и т.п..
Наконец, отец велел исполнить совет предсказателей.
Колесничий ошибочно вывез его не через те ворота и силой божеств колесница отправилась в лес, который колесничий принял за кладбище.
Колесничий стал копать яму.
Бодхисатта встал на краю ямы и сказал, что он принц.
В процессе диалога с колесничим он сказал строфы о пользе дружбы (паритта) и решил стать отшельником.
Колесничий тоже захотел стать отшельником, но Бодхисатта сказал сначала вернуть имущество в город.
Сакка предоставил ему все необходимое для жизни отшельника.
Родители пришли навестить его.
Отец предложил ему стать королём, но Бодхисатта прочёл ему наставление, после которого король сам захотел оставить мир.
Король вместе с большим количеством народа стали отшельниками под руководством бодхисатты.
Соседский король пришёл в Баранаси, желая завладеть им, но когда ему сказали куда ушли все правители, он сам пошёл туда и стал аскетом.

Это резюмируется следующей строфой:

Sumedhakathā
У меня не было ненависти к родителям и репутации
Но мне было дорого всеведение, поэтому я был твёрд в целеустремлённости.