4. мудрость

Опубликовано khantibalo от

В предисловию к комментарию к джатакам даётся следующая метафора:

Sumedhakathā

Но он продолжал размышлять: "Помимо этого совершенства для достижения состояния Будды должны быть и другие", - и узрев четвертое совершенство - мудрость, подумал: "Мудрый Сумедха, начиная с этого дня ты должен развивать совершенство мудрости.
Не упуская ни одного предмета [познания] - великого, малого или среднего ты будешь подходить ко всем, кто наделён мудростью, и задавать им вопросы.
И как монах во время сбора подаяния обходит всех, не пропуская ни одного семейства, ни низкого ни высокого [происхождения], собирая еду от места к месту чтобы поддержать себя, так и тебе следует подходить к каждому мудрому человеку, задавать ему вопросы и так стать Буддой". И он твёрдо устремился к развитию четвёртого совершенства - мудрости.

Саттубхаста джатака (402)

Давным-давно в Варанаси правил король Джанака. Бодхисатта в это время родился в семье брахманов и звали его Сенакой. Когда Сенака выучился, то отправился ко двору короля, где был принят с большим почетом. Король сделал Сенаку своим советником и тот давал королю мирские и духовные наставления.
Также он давал наставления не только королю, но и другим людям в организованном для этого зале. Благодаря этому королевство процветало.

В той же местности один старый брахман собирал подаяние. Как-то раз собрав тысячу монет он отдал их другому брахману на хранение, а когда вернулся за деньгами, оказалось что они растрачены домочадцами того брахмана. Брахман, не сумевший сохранить чужих денег, отдал старику свою дочь в жены и пара поселилась в деревне брахманов.
Не удовлетворенная мужем юная жена сошлась с молодым брахманом из той же деревни. Чтобы изменять мужу без помех, она уговорила старого брахмана отправиться на сбор денег подальше от дома. В дорогу она собрала ему мешок с едой. Через какое-то время, накопив семьсот монет, брахман решил что этого достаточно и повернул назад.
Путь был неблизкий и брахман присел перекусить у подножья дерева. Открыв мешок он достал еду, поел и отошел набрать воды, а мешок оставил открытым. Черная змея почуяла запах пищи и заползла в мешок. Напившись воды брахман вернулся, не глядя завязал мешок, повесил его на плечо и хотел продолжить свой путь, но тут дух, сидевший на ветке дерева произнёс:
"Если ты остановишься в пути, то умрешь, если дойдешь до дома без остановки, то умрет твоя жена".
Оглянувшись, брахман никого не увидел и в ужасе дошел до Варанаси, где увидел множество людей, спешащих послушать наставления Сенаки.
Войдя в зал, где читались эти наставления он со своим мешком сел неподалеку от короля и Сенаки. По окончании речи Сенака увидел, что все слушатели радостны и довольны и лишь один человек перепуган до слез.
Сенака расспросил брахмана почему он перепуган и, поняв, что в его мешок забралась змея, предложил это немедленно проверить. Так оно и оказалось.
Восхищенный брахман достал из мешка семьсот монет и с почтением передал их Сенаке, однако тот, добавив еще триста монет вернул брахману тысячу и спросил для кого он собирал эти деньги.
Узнав, что для жены и что жена молодая, он догадался, что у неё есть любовник и предложил спрятать деньги.
Брахман спрятал деньги под деревом и к вечеру был дома. Жена его в это время находилась с любовником. Услышав голос мужа жена выключила свет и, впустив мужа, незаметно выпустила любовника.
Спросив у брахмана, принёс ли он деньги и узнав где они закопаны, она сообщила любовнику, который забрал их.
На следующий день, не найдя денег, брахман вновь отправился к Сенаке.
Сенака предложил приглашать в гости по 7 человек с его стороны и со стороны жены. Каждый день приглашая на 1 меньше в конечном итоге можно определить кто любовник.
Так и получилось.
Благодаря мудрости Сенаки любовник жены, уличенный в краже, был изгнан из города, неверную жену наказали, а брахмана с почтением поселили неподалеку от мудреца.

Это резюмируется следующей строфой:

Sumedhakathā
Исследуя проблему с помощью мудрости я освободил брахмана от страданий
Нет равного мне в мудрости, таково моё совершенство мудрости.