7. правдивость

Опубликовано khantibalo от 2 сентября, 2020 - 17:57

В предисловию к комментарию к джатакам даётся следующая метафора:

Sumedhakathā

Но он продолжал размышлять: "Помимо этого совершенства для достижения состояния Будды должны быть и другие", и узрев седьмое совершенство - правдивость, подумал: "Мудрый Сумедха, начиная с этого дня ты должен развивать совершенство правдивости.
Даже если удар молнии поразит тебя в самую голову, ты не должен сознательно произносить ложь под влиянием желания или чего-либо другого, ради богатства или чего-либо другого.
И как планета Венера не отклоняясь следует своим курсом в течение всех времён года, так и ты если отрешишься от неправды и не будешь произносить ложь, станешь Буддой". И он твёрдо устремился к развитию седьмого совершенства - правдивости.

махасутасома джатака (537)

Однажды в королевстве Куру в городе Индапатта правил король Коравья. Бодхисатта родился его сыном и назвали его Сутасомой.
Отец отправил его учиться и в то же время король Баранаси тоже отправил учиться своего сына Брахмадатту в тот же город.
Придя в город они подружились. Они пришли к учителю и поступили к нему на обучение вместе с ещё 100 кшатриями.
Сутасома закончил быстрее всех и стал помогать Брахмадатте.
Наконец все они закончили обучение. Когда пришло время расходиться по домам Сутасома наставил всех соблюдать Упосатху и они разошлись.
Сутасома знал книги, по которым можно предсказывать судьбу и понял что в Брахмадатте таится опасность для людей.
Они вернулись в свои королевства и стали ими править. Все они соблюдали упосатху и в эти дни не ели мяса, кроме Брахмадатты.
Однажды в день Упосатхи мясо, заготовленное для Брахмадатты украли собаки, и чтобы достать мясо повар пошёл на кладбище и отрезал кусок от трупа.
Когда Брахмадатта попробовал мясо, его тут же пробрало, поскольку в прошлой жизни он был яккхой и ел людей.
Он потребовал у повара сказать что это за мясо и повар ответил, что человечина. С тех пор он велел готовить ему только человечину.
Сначала он готовил из мяса узников. Тюрьма опустела, тогда приказали бросать на улицу монеты и кто возьмёт - тот вор и того на съедение. Когда никто не стал брать деньги, стали ловить и убивать людей ночью.
Люди стали жаловаться сначала королю, потом военачальнику.
Военачальник организовал поиски и повара поймали. Устроили очную ставку с королём и король признался, что это он послал, а повар не виноват.
Чтобы отговорить его есть людей военачальник рассказал ему историю о рыбе, которую избрали правителем и которая поедала своих подданных и в результате погибла, съев свой собственный хвост.
Король привёл в ответ историю о сыне короля, который раз попробовал гвоздичную мякоть, данную ему отшельниками, не хотел есть ничего другого. И поскольку отец не смог её для него раздобыть, он умер от голода.
Военачальник рассказал историю о нравственном юноше, которого споили друзья. Он настолько пристрастился к алкоголю, что когда родители потребовали прекратить пьянствовать он отказался. В результате родители отреклись от него и он умер в нищете.
Король в ответ рассказал ещё одну историю о короле, заночевавшем в шалаше у отшельников. Ночью он увидел, как к отшельникам приходил Сакка с небесными девами. Пожелав небесную деву и так не заполучив её, он умер.
Военачальник рассказал историю о лебедях, прятавшихся в пещере на время сезона дождей и откармливающих одного из лебедей, чтобы он мог прорвать паутину, закрывавшую выход. Однажды дожди продолжались дольше и им не хватило еды. Они стали есть своих птенцов, а потом и сородичей. Самый сильный лебедь не смог прорвать паутину и они все погибли.
Горожане не стерпели и выгнали короля из страны и вместе с поваром и дали ему меч.
Король и повар начали подстерегать в лесу людей, убивать и есть. Однажды не удалось настать труп и Брахмадатта съел повара.
Мимо того места проезжал богатый брахман с охраной. Он сумел схватить брахмана, но в бегстве получил травму. Гнавшаяся за ним охрана спасла брахмана, но преследовать Брахмадатту не стала.
Он пообещал духу дерева совершить большое жертвоприношение человечины если рана заживёт быстро. Рана зажила из-за того, что он ничего не ел и он подумал, что дух помог ему. Тут он встретил яккху, который был его другом в прошлой жизни.
Яккха рассказал ему заклинание, которое дарует силу, благодаря ему он за 7 дней смог пленить 100 кшатриев. Так он пленил всех своих бывших одноклассников кроме Сутасомы.
Дух дерева понял, что ему сейчас будут делать жертвоприношение и пошёл по божествам спрашивать как этого избежать. Сакка посоветовал ему обратиться к Сутасоме.
Лесной дух устроил людоеду то же самое, что Будда - Ангулимале. Он уходил от него, а людоед не мог догнать.
Дух сказал, что людоед попадает в ад и чтобы избавиться от попадания в ад, ему надлежит пленить Сутасому.
Людоед пробрался в пруд парка Сутасомы за день до ритуала омовения и смог его схватить.
До ритуала омовения Сутасома дал одному брахману обещание и когда людоед тащил его, сказал что печалится лишь о том, что не может его выполнить.
Людоед взял с него обещание вернуться после того, как Сутасома выполнит обещание, данное брахману.
Сутасома вернулся в свой дворец, выслушал наставление брахмана (4 строфы будды Кассапы, одна из которых входит в 11 главу Дхаммапады).
Родители умоляли не возвращаться к людоеду, но он, исполняя обещание всё равно пошёл.
Вернувшись к людоеду он сказал, что слушал мудрое наставление. На просьбу рассказать его, Сутасома сказал, что людоед не заслуживает услышать его.
Сутасома объяснил ему ценность верности данному обещанию.
Поняв величие Сутасомы людоед отказался его есть и попросил рассказать строфы, пообещав на каждую строфу исполнить по желанию.
Сутасома попросил его прожить 100 лет, отказаться от жертвоприношения пленников, отпустить пленников домой и заречься не есть человечину.
Людоед не хотел отказываться от человечины, но после уговоров согласился.
Они вместе отвязали пойманных людей в обмен на обещание, что те не будут мстить.
Людоед не хотел возвращаться в свой город, потому что его там ненавидели за убийства, и хотел остаться в лесу.
Но Сутасома взял его с собой, отвёл в его город и сделал так, чтобы вернуть его на место короля.
Все правители творили благие дела и переродились в мире богов.

Это резюмируется следующей строфой:

Sumedhakathā
Охраняя правдивое слово и предложив свою жизнь
Я освободил 100 кшатриев - таково моё совершенство правдивости.