Надлежащее намерение

Опубликовано khantibalo от 8 сентября, 2020 - 17:51

Определение

Надлежащее намерение - фактор группы мудрости благородного восьмеричного пути. В МН117 объясняется две его разновидности: мирское и надмирское:

7. Mahācattārīsakasuttaṃ

Каково же, о монахи, надлежащее намерение?
Надлежащее намерение, говорю я, двух видов: есть надлежащее намерение с наличием влечений, сопричастное заслуге, дающее плод в сфере привязанности, и есть, о монахи, надлежащее намерение, являющееся фактором пути, благородным, надмирским, в котором влечения отсутствуют.
Каково же, о монахи, надлежащее намерение с наличием влечений, сопричастное заслуге, дающее плод в сфере привязанности?
Намерение отрешения, намерение отказа от недоброжелательности, намерение отказа от причинения вреда: таково, о монахи, надлежащее намерение с наличием влечений, сопричастное заслуге, дающее плод в сфере привязанности.
Каково же, о монахи, надлежащее намерение, являющееся фактором пути, благородным, надмирским, в котором влечения отсутствуют?
Мышление, мысль, намерение, поглощённость ума, фиксация ума, направление ума, речевые конструкции того, чей ум стал благородным, кто обладает благородным путём и развивает благородный путь: таково о монахи, надлежащее намерение, являющееся фактором пути, благородным, надмирским, в котором влечения отсутствуют.
Он прилагает усилие для отказа от ненадлежащего намерения и для принятия надлежащего намерения - таково его надлежащее усилие.
Он памятуя отказывается от ненадлежащего намерения и памятуя входит и пребывает в надлежащем намерении - таково его надлежащее памятование.
Так эти три качества вращаются вокруг и окружают надлежащее намерение, а именно: надлежащий взгляд, надлежащее усилие и надлежащее памятование.

Мирской вариант также присутствует во многих других суттах в качестве единственного объяснения.

Развитие

  • намерение отрешения возникает при наблюдении недостатков чувственных желаний, тела и ощущений (МН13). Неосновательное внимание как причина возникновения чувственного желания. Основательное внимание как средство преодоления чувственного желания (Ахара сутта - СН 46.51).
  • намерение отказа от недоброжелательности - развитие дружелюбия
  • намерения непричинения вреда - практика развития сострадания, начинается с понимания масштаба страдания (МН13)

Кроме того, полезным может быть размышление о недостатках мыслей чувственных желаний, недоброжелательности и причинения вреда - МН19.