Надлежащее намерение

Опубликовано khantibalo от

Определение

Надлежащее намерение - фактор группы мудрости благородного восьмеричного пути. В МН117 объясняется две его разновидности: мирская и надмирская:

7. Mahācattārīsakasuttaṃ

Каково же, о монахи, надлежащее намерение?
Надлежащее намерение, говорю я, двух видов: есть надлежащее намерение с наличием влечений, сопричастное заслуге, дающее плод в сфере привязанности, и есть, о монахи, надлежащее намерение, являющееся фактором пути, благородным, надмирским, в котором влечения отсутствуют.
Каково же, о монахи, надлежащее намерение с наличием влечений, сопричастное заслуге, дающее плод в сфере привязанности?
Намерение отрешения, намерение отказа от недоброжелательности, намерение отказа от причинения вреда: таково, о монахи, надлежащее намерение с наличием влечений, сопричастное заслуге, дающее плод в сфере привязанности.
Каково же, о монахи, надлежащее намерение, являющееся фактором пути, благородным, надмирским, в котором влечения отсутствуют?
Мышление, мысль, намерение, поглощённость ума, фиксация ума, направление ума, речевые конструкции того, чей ум стал благородным, кто обладает благородным путём и развивает благородный путь: таково о монахи, надлежащее намерение, являющееся фактором пути, благородным, надмирским, в котором влечения отсутствуют.

Мирской вариант также присутствует во многих других суттах в качестве единственного объяснения.

Характеристика и функция

Даётся в Висуддхимагге:

Magganiddesakathā

Его характеристикой является надлежащее направление ума на опору. Его функцией является вызвать поглощённость [момента ума пути с ниббаной в качестве опоры]. Он проявляется как прекращение ненадлежащего намерения.

Развитие

  • намерение отрешения возникает при наблюдении недостатков чувственных удовольствий, тела и ощущений (МН13 - конспект). Как возникает и устраняется желание чувственных удовольствий см. на стр. "чувственное желание".
  • намерение отказа от недоброжелательности - развитие дружелюбия
  • намерения непричинения вреда - практика развития сострадания (см. Висм. гл. 9), начинается с понимания масштаба страдания (МН13)

Кроме того, полезным может быть размышление о недостатках мыслей, идущих в противоположном направлении:

9. (19) Dvedhāvitakkasuttaṃ

И когда я был таким образом небеспечным, пылким и целеустремлённым, у меня возникли мысли чувственных желаний.
Я распознал: "У меня возникли мысли чувственных желаний.
Они ведут к моим собственным страданиям, к страданиям других, к страданиям себя и других. Они ведут к упадку мудрости, порождают недовольство, не ведут к освобождению."
Когда я заметил: "Они ведут к моему собственному недугу" - эти мысли исчезли. Когда я заметил: "Они ведут к чужому недугу" - эти мысли исчезли. Когда я заметил: "Они ведут к собственному и чужому недугу" - эти мысли исчезли. Когда я заметил: "Они препятствуют мудрости, стимулируют досаду, не ведут к ниббане" - эти мысли исчезли.
Всегда как только возникали мысли чувственных желаний, я просто отбрасывал их, рассеивал их, уничтожал их.

Аналогично с мыслями недоброжелательности и мыслями причинения вреда.