Чувственное желание

Опубликовано khantibalo от

Определение

Согласно определению в Абхидхамме это желание, страсть и стремление к чувственным удовольствиям.

Питание и лишение питания

В СН 46.51 объясняется что питает чувственное желание:

1. Āhārasuttaṃ

И что же служит пищей для возникновения ещё не возникшего чувственного желания, или для увеличения и разрастания уже возникшего чувственного желания?
Есть, монахи, представление привлекательности.
Часто уделять ему неосновательное внимание, – вот пища для возникновения ещё не возникшего чувственного желания, или для увеличения и разрастания уже возникшего чувственного желания.

Объяснение даётся в комментарии к МН 10:

Dhammānupassanā nīvaraṇapabbavaṇṇanā

Представлением привлекательности является привлекательность и также привлекательный объект.
Неосновательным вниманием называется нецелесообразное внимание, внимание, идущее по неверному пути. Или же это направление ума, которое принимает непостоянное за постоянное, мучительное за приятное, безличное за личное, непривлекательное за привлекательное. Когда оно многократно совершается по отношению к нему (к представлению привлекательности) возникает чувственное желание.

В СН 46.51 объясняется что лишает питания чувственное желание:

1. Āhārasuttaṃ

И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшего чувственного желания, или для увеличения и разрастания уже возникшего чувственного желания?
Есть представление отсутствия привлекательности.
Часто уделять ему основательное внимание, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшего чувственного желания, или для увеличения и разрастания уже возникшего чувственного желания.

Объяснение даётся в комментарии к МН 10:

Dhammānupassanā nīvaraṇapabbavaṇṇanā

Представлением отсутствия привлекательности называется непривлекательность и также непривлекательный объект.
Основательное внимание - это целесообразное внимание, внимание, идущее по верному пути. Это внимание, которое рассматривает непостоянное как непостоянное, мучительное как мучительное, безличное как безличное, непривлекательное как непривлекательное. Когда это внимание многократно направляется [на последнее], чувственное желание устраняется.

Комментарий к МН 10 даёт ещё несколько ценных способов преодоления чувственного желания:

Dhammānupassanā nīvaraṇapabbavaṇṇanā

[Объяснение:] Чувственное желание устраняется у того, кто принял для медитации десятеричный непривлекательный объект, кто занимался медитацией на этом объекте [до поглощённости], кто закрыл двери чувств, кто мог бы съесть ещё пять или шесть комков, попив воды, является умеренным в еде, зная меру.
О нём сказано:
Не доев [до сытости] четыре - пять комков, пусть он попьёт воды.
Этого достаточно для комфортной жизни целеустремлённого монаха.
Также чувственное желание будет устранено у того, кто держится общества доброго друга, наслаждающегося медитацией на непривлекательном, такого как монах Тисса. И также оно будет устранено у тех, кто стоя, сидя и в остальных положениях тела ведёт подходящие беседы о десятифакторном непривлекательном объекте.

История монаха Тиссы описана в первой главе Висуддхимагги.

Определение двух видов внимания см. здесь: основательное внимание, неосновательное внимание.