Происхождение, устройство

Опубликовано khantibalo от 14 февраля, 2022 - 19:37

Происхождение

Путь объяснён уже в первой проповеди Будды, прочитанной 5 аскетам:

1. Dhammacakkappavattanasuttaṃ

Каков же, монахи, этот срединный путь, который был постигнут Татхагатой, что порождает видение, порождает знание, ведёт к успокоению, истинному пониманию, постижению, ниббане?
Именно этот благородный восьмеричный путь: надлежащий взгляд, надлежащее намерение, надлежащая речь, надлежащая деятельность, надлежащие средства к существованию, надлежащее усилие, надлежащее памятование, надлежащая собранность ума.

Срединный путь

Согласно СН56.11 путь не склоняется в две крайности - стремление доводить себя до истощения (примеры в МН36) и стремление к счастью в чувственных удовольствиях (или в предметах чувственных удовольствий). Слова в СН 56.11 некоторыми авторами понимаются как то, что путь был открыт путём не склонения ни к одной из крайностей.

Три группы

8 факторов пути делятся на группу нравственности (3, 4, 5), группу собранности ума (6, 7, 8) и группу мудрости (1,2):

4. (44) Cūḷavedallasuttaṃ

Друг Висакха, надлежащая речь, надлежащая деятельность и надлежащие средства к существованию - эти качества заключены в совокупности нравственности.
Надлежащее усилие, надлежащее памятование и надлежащая собранность ума - эти качества заключены в совокупности собранности ума.
Надлежащий взгляд и надлежащее намерение - эти качества заключены в совокупности мудрости.

Слово sammā в факторах пути

Объяснение слова sammā в факторах пути в комментариях (приведены здесь) даёт несколько вариантов. В своей первой проповеди СН 56.11 Будда говорит о Б8П как о ведущем к ниббане. Из этого следует, что "ведущий к цели" является главной характеристикой пути и его факторов. Факторы пути можно назвать "надлежащими" или "должными" в том смысле, что если развивать их, можно прийти к ниббане, в отличие от восьмеричных путей других учителей, которые к ниббане не ведут. АП в "вопросах Милинды" переводит как "истинный", Сыркин в переводе ДН - "надлежащий".

Практика

С учётом доминирования надлежащего взгляда (МН117) исправление взглядов можно счесть задачей первостепенной важности, затем развитие нравственности для начала в виде отказа от дурных поступков (соблюдение 5 и 8 правил мирянами), развитие собранности ума, развитие мудрости прозрения. Хотя развитие мудрости является вершиной практики, исправление взглядов относится именно к мудрости. Развитие собранности ума позволяет следить за умом и поступками, которые он порождает, что в свою очередь помогает развивать нравственность.

Достижение благородных путей и плодов приводит к тому, что факторы пути выходят на надмирской уровень.

Результат развития факторов пути

В МН 117 также говорится, что у того, кто обладает факторами благородного восьмеричного пути, а также надлежащим знанием и надлежащим освобождением благодаря развитию достигают полноты многие порождаемые ими благотворные виды поведения (kusalā dhammā), а множество порождаемых ими неблаготворных видов поведения (akusalā dhammā) с устранением ненадлежащего взгляда... ненадлежащей собранности ума, ненадлежащего знания и ненадлежащего освобождения, устраняются. В комментарии даётся два мнения, что означает устранение ненадлежащего взгляда... освобождения. Согласно одному из них это благородный плод, но по мнению декламаторов Маджджхима Никаи это благородный путь.