Надлежащие средства к существованию

Опубликовано khantibalo от

Надлежащие средства к существованию - фактор группы нравственности благородного восьмеричного пути.

Определение

В МН117 объясняется две его разновидности: мирская и надмирская:

7. Mahācattārīsakasuttaṃ

[Человек] понимает ненадлежащие средства к существованию как ненадлежащие средства к существованию и надлежащие средства к существованию как надлежащие средства к существованию: таков его надлежащий взгляд.
Каковы же, о монахи, ненадлежащие средства к существованию?
Интриги, болтовня, намёки, принижение, стремлению к доходам с помощью доходов: таковы, о монахи, ненадлежащие средства к существованию.
Каковы же, о монахи, надлежащие средства к существованию?
Надлежащие средства к существованию, говорю я, двух видов: есть надлежащие средства к существованию с наличием влечений, сопричастные заслуге, дающие плод в сфере привязанности, и есть, о монахи, надлежащие средства к существованию, являющиеся фактором пути, благородные, надмирские, в которых влечения отсутствуют.
Каковы же, монахи, надлежащие средства к существованию с наличием влечений, сопричастные заслуге, дающие плод в сфере привязанности?
Здесь, о монахи, последователь благородных отказывается от ненадлежащих средств к существованию и зарабатывает на жизнь с помощью надлежащих средств к существованию: таковы, о монахи, надлежащие средства к существованию с наличием влечений, сопричастные заслуге, дающие плод в сфере привязанности.
Каковы же, о монахи, надлежащие средства к существованию, являющиеся фактором пути, благородные, надмирские, в которых влечения отсутствуют?
Отказ от ненадлежащих средств к существованию, избегание, отказ, воздержание от них того, чей ум стал благородным, кто обладает благородным путём и развивает благородный путь: такова, о монахи, надлежащие средства к существованию, являющиеся фактором пути, благородные, надмирские, в которых влечения отсутствуют.

В комментарии к ней делается дополнение:

7. Mahācattārīsakasuttavaṇṇanā

"Отказывается от ненадлежащих средств к существованию": здесь ненадлежащие средства к существованию не полностью перечислены в тексте. Ненадлежащими средствами к существованию являются даже те, где причиной заработка являются побуждения к семи путям поступков, начинающихся с убийства живых существ.
Надлежащими средствами к существованию является воздержание, возникшее в процессе развития фактора пути и состоящее в отсечении элементов и искоренении этой же самой семёрки побуждений.

Мирской вариант также присутствует во многих других суттах в качестве единственного объяснения.

Состоит в воздержании от недопустимых способов заработка на жизнь. Для монахов они кратко перечислены в МН117 (см. выше) и также длинный список в ДН2, который можно резюмировать так:
- совершение жертвоприношений
- толкование знаков
- предсказание побед и поражений
- предсказание астрономических явлений
- предсказание погоды и проч
- заговоры, колдовство
- медицинская практика

Для мирян объяснено в А 5.177:

7. Vaṇijjāsuttaṃ

Монахи, этими пятью видами торговли мирской последователь не должен заниматься.
Какими пятью?
Торговля оружием, торговля живыми существами, торговля мясом, торговля опьяняющими веществами, торговля ядами. Этими пятью видами торговли мирской последователь не должен заниматься.

с уточнением в комментарии:

7. Vaṇijjāsuttavaṇṇanā

В седьмой "торговля" означает работу торговца.
"Мирским последователем" - принявшим три прибежища.
"Торговля оружием" - сделав оружие товаром продаёт его.
"Торговля живыми существами" - продажа людей.
"Торговля мясом" - откормив свиней, оленей и прочих продаёт.
"Торговля опьяняющими веществами" - сделав какое-нибудь опьяняющее вещество продаёт его.
"Торговля ядами" - сделав яд продаёт его.
И так всеми этими видами не следует заниматься самому и подстрекать других заниматься ими.

Будда хвалит приобретение мирянами богатств честным способом - своим старанием:

2. Ānaṇyasuttaṃ

О домохозяин, у выходца из рода есть имущество - приобретённое усердным старанием, полученное силой своих рук, заработанное своим потом, праведное, праведно полученное имущество.
Когда он думает: "У меня есть имущество - приобретённое усердным старанием, полученное силой своих рук, заработанное своим потом, праведное, праведно полученное имущество" - он испытывает счастье, испытывает радость.

Кроме того, Будда указал на попадание в ад актёров и комедиантов (СН 42.2), а также военных (СН 42.3).

Для мирян этот также связано с избеганием 6 каналов растраты богатства из ДН31 (конспект) в особенности азартных игр.

Характеристика и функция

Даётся в Висуддхимагге:

Magganiddesakathā

Их характеристикой является очищение. Их функцией является привести к надлежащим средствам к существованию. Они проявляются как отказ от ненадлежащих средств к существованию.

Дополнительное объяснение даётся в комментарии к Висуддхимагге.