Дружелюбие и медитация на нём

Опубликовано khantibalo от 8 сентября, 2020 - 12:47

Дружелюбие входит в 4 "возвышенных состояния" и является девятым совершенством бодхисатты.

Метод медитации по суттам

Даётся в СНп 1.8 и разбирается в комментарии к ней (конспект).

Метод практики состоит в распространении следующей мысли дружелюбия:

8. Mettasuttaṃ

[И пусть он думает:] радостные и в безопасности пусть все существа будут радостны сердцем.

на существ по четырём двойкам:

  1. хрупкие - прочные
  2. видимые - невидимые
  3. живущие близко - живущие далеко
  4. явившиеся - стремящиеся к проявлению

а также по следующим категориям:

  1. длинные (комм: - средние - короткие)
  2. большие - средние - мелкие
  3. маленькие - (комм: средние) - толстые

И также даётся альтернативный вариант распространения дружелюбия:

8. Mettasuttaṃ

Пусть никто не расстраивает другого и не презирает где-либо кого бы то ни было,
и пусть один не желает другому страданий из-за гнева или неприятного впечатления.

Взращивание и преумножение ранее описанных мыслей дружелюбия описывает эта строфа:

8. Mettasuttaṃ

В отношении всего мира пусть он развивает безграничную мысль дружелюбия:
вверх, вниз, и между ними, без препятствий, злонамеренности или недруга.

В суттах есть и ещё одна формула распространения дружелюбия:

10. Cundasuttaṃ

Он не таит недоброжелательность, в его уме нет порочных намерений. [Он думает]: "Пусть эти существа пребывают без ненависти, без недоброжелательности, без несчастий, пусть они смогут с лёгкостью заботиться о себе."

Её объяснение даётся в комментарии к патисамбхидамагге.

Метод медитации по Висуддхимагге

Даётся в 9 главе Висуддхимагги и также в Патисамбхидамагге.

Способ 1 - для начинающих

Сначала нужно поразмышлять об опасности ненависти и о преимуществах терпения.

Опасности ненависти заключаются в том, что благодаря ей человек убивает и совершает другие дурные поступки, кроме того, он становится таким, каким его хотели бы видеть его враги (А 7.60). И дхп 66.

Преимущества терпения: дхп 184, дхп 399.

Кого не стоит выбирать как объект этой медитации: мёртвого человека и людей, к которым вы испытываете сильную привязанность (муж или жена).

Начинающему в практике этой медитации на начальном этапе также не следует выбирать тех, к которым вы испытываете антипатию или вообще враждебных, также сильно любимых друзей, нейтральных людей и людей противоположного пола.

Затем следует в отношении себя следует распространить следующую мысль: "пусть я буду счастлив и не буду страдать" или "пусть я буду без ненависти, без недоброжелательности, без несчастий, смогу с лёгкостью заботиться о себе".

В то же время в текстах канона и Абхидхамме не объясняется распространение сначала на себя. Но здесь нет противоречия, потому что даваемые там объяснения относятся к джханам. Здесь же распространение на себя используется чтобы сделать себя примером. Однако если ограничиться этим, джхана достигнута не будет. Поэтому чтобы достичь джхан распространение начинается на других с мыслями "Как я хочу быть счастливым и не хочу страдать, как я хочу жить и не хочу умирать, так и они". Таким образом у него возникает желание их благополучия. Дхп 129

Первому, кому следует направить эту мысль, должен быть уважаемый человек или благодетель. Вспоминая его добрые слова, дары и благие качества следует думать о нём "пусть этот достойный человек будет счастлив и избежит страданий". Так достигается джхана. В Висм. рекомендуется учитель или наставник монаха. Но это может быть и родственник своего пола: отец и др.

Если есть желание разбить барьеры, то далее можно распространять дружелюбие на дорогого друга, затем на безразличного человека как на дорогого друга, а затем на враждебного как на безразличного. Перед переходом к следующему этапу ум должен становится мягче и податливее.

Если при медитации на враждебном возникает неприязнь, мстительность и прочее, следует воспользоваться даваемыми в висуддхимагге приёмами. Один их них- матупосака джатака.

Способ 2 - для достигших джханы первым способом

Когда первым способом достигнуты джханы, начинается практика, описанная, например в "Наставлении о знании трёх вед" (ДН 13): " 76. Он пребывает, пронизывая разумом, исполненным дружелюбия одну страну света, затем вторую, затем третью, затем четвертую. Он пребывает, пронизывая великим, всеобъемлющим, безграничным, не враждебным, не злонамеренным разумом, исполненным дружелюбия, весь мир вверх, вниз, поперек, во все стороны. "

В Патисамбхидамагге даются способы распространения, каждый из которых разбирается в Висуддхимагге:

5 способов обобщённого распространения:

Пусть у всех существ... у всех, кто дышит... у всех сущих... у всех индивидуумов... у всех ограниченных телом  не будет враждебности, пусть у них не будет недоброжелательности, пусть у них не будет несчастий, пусть они смогут с лёгкостью заботиться о себе.

7 способов узконаправленного распространения:

Пусть у всех женщин ... мужчин... благородных... не благородных... божеств... людей... обитателей низших миров не будет враждебности, пусть у них не будет недоброжелательности, пусть у них не будет несчастий, пусть они смогут с лёгкостью заботиться о себе.

10 способов распространения по сторонам света

Пусть все существа в восточном ... западном ... северном... южном... северо-восточном... юго-западном... северо-западном... юго-восточном... внизу... вверху не будет враждебности, пусть у них не будет недоброжелательности, пусть у них не будет несчастий, пусть они смогут с лёгкостью заботиться о себе.

И так далее сочетая направления с пятью и семью классами, приведёнными выше получается 528.

Медитация дружелюбия в работах современных авторов

Тема подробно разбирается в брошюре Ачарии Буддараккхиты, хотя там некоторые места переведены сомнительно.