Взаимодействие факторов

Опубликовано khantibalo от 7 марта, 2021 - 20:16

Взаимодействию факторов посвящена МН 117.

В Висуддхимагге даётся такое объяснение:

Magganiddesakathā

Если вкратце, то когда практикующий продвигается к постижению четырёх реальностей, его видение мудрости, чьей опорой является ниббана, уничтожает предрасположенность к неведению, и это называется надлежащим взглядом.
Обладая таким взглядом, его направление ума на ниббану, связанное с этим надлежащим взглядом, уничтожает ошибочное намерение и это называется надлежащим намерением.
А когда он видит и думает таким образом, его воздержание от ложной речи, которое связано с этим надлежащим взглядом, уничтожает дурное поведение в сфере речи и это называется надлежащей речью.
Воздерживаясь таким образом, его воздержание от убийства живых существ, связанное с надлежащим взглядом, отсекает ненадлежащую деятельность и это называется надлежащей деятельностью.
Когда надлежащая речь и надлежащая деятельность очищены, его воздержание от ненадлежащих средств к существованию, являющееся воздержанием, связанным с надлежащим взглядом, уничтожает махинации и подобное и называется надлежащие средствами к существованию.
Когда он укрепился в сфере нравственности, куда входят надлежащая речь, надлежащая деятельность и надлежащие средства к существованию, его усердие, согласующееся и связанное с надлежащим взглядом, уничтожает лень и это называется надлежащим усилием.
Когда он старается таким образом, незабывчивость в его уме, связанная с надлежащим взглядом, сбрасывает ненадлежащее памятование и это называется надлежащим памятованием.
Когда ум охраняется высшим памятованием, объединение ума, связанное с надлежащим взглядом, уничтожает ненадлежащую собранность ума и это называется надлежащей собранностью ума.

Также объясняется как взаимодействуют факторы в группе собранности ума:

Ekavidhādivinicchayakathā

Касаемо тройки, начинающейся с надлежащего усилия, собранность ума не может сама по себе вызвать фиксацию на объекте, но с усердием, выполняющем свою функцию по приложению усилия и памятованием, исполняющем свою функцию предотвращения дрожания, она способна на это.

Для иллюстрации этого приводится следующая метафора:

Ekavidhādivinicchayakathā

Вот метафора: "Три друга, думая "Мы будем отмечать праздник" вошли в парк. Один увидел цветущее дерево, но протянув руку не смог достать до цветов.
Второй из друзей наклонился, чтобы первый мог взобраться ему на спину. Но стоя на спине он всё равно не смог сорвать цветы из-за неустойчивости.
И тогда третий друг подставил плечо для поддержки.
Так, стоя на спине одного и держась за плечо другого он собрал столько цветов сколько хотел и украсив ими себя пошёл отмечать праздник.

Объяснение метафоры следующее:

Ekavidhādivinicchayakathā

Три фактора, начинающихся с надлежащего усилия, которые рождаются вместе, подобны трём друзьям, вместе вошедшим в парк.
Опора [сосредоточения] подобна цветущему дереву.
Собранность, которая сама по себе не может вызвать фиксацию на опоре, подобна человеку, не способному сорвать цветы подняв руку.
Надлежащее усилие подобно наклонившемуся другу, подставившему спину, на которую можно встать.
Памятование подобно рядом стоящему другу, подставившему плечо для поддержки.
Подобно вставшему на спину одного и держащегося за плечо другого человеку, который сорвал столько цветов сколько захотел, когда усердие исполняет свою функцию приложения усилий и памятование исполняет свою функцию предотвращения дрожания, собранность с помощью их может достичь фиксации на опоре.

Факторы в группе мудрости взаимодействуют следующим образом:

Ekavidhādivinicchayakathā

И также в отношении надлежащего взгляда и надлежащего намерения: мудрость не способна сама по себе определить объект как изменчивый, мучительный и безличный.
Но с помощью рассуждения, вновь и вновь сталкивающего с объектом, она становится способна на это.
Каким образом?
Как денежный меняла, которому положили монету в руку, желает увидеть все её стороны, но не может сделать этого одной лишь силой своего глаза.
Но путём поворачивания монеты пальцами он может увидеть все её стороны, так и мудрость неспособна сама по себе определить объект как непостоянный и т.д.