Надлежащий взгляд - первый фактор Благородного восьмеричного пути.
Объяснения термина
В комментариях термин sammādiṭṭhi объясняется как прекрасный (sundara), подлинный, надлежащий, должный-достаточный (yāthāva), ведущий [из сансары/к цели освобождения] (niyyānika), благотворный (kusala), связанный с путём (maggasampayuttā)
56-63. Saccañāṇacatukkadvayaniddesavaṇṇanā
"Sammādiṭṭhi" - надлежащий, ведущий [к цели], благотворный взгляд.
4. Suddhaṭṭhakasuttaniddesavaṇṇanā
"Sammādiṭṭhi" - красивый, восхваляемый, прекрасный, связанный с путём взгляд.
В комментарии к МН 9
Здесь человек, обладающий истинным взглядом - это тот, кто наделён прекрасным и заслуживающим восхваления взглядом.
В самой МН9 его также называют "прямым". В комментарии эта прямота объясняется как отсутствие уклонения в две крайности или устранение телесной и умственной сгорбленности. Исправление взглядов дословно называется "распрямлением".
Определения
В МН117 даётся деление на мирской (10 видов) и надмирской:
Каков же, монахи, надлежащий взгляд?
Надлежащий взгляд, говорю я, бывает двух видов: есть надлежащий взгляд с наличием влечений, сопричастный заслуге, дающий плод в сфере привязанности, и есть, о монахи, надлежащий взгляд, являющийся фактором пути, благородным, надмирским, в котором влечения отсутствуют.
Каков же, о монахи, надлежащий взгляд с наличием влечений, сопричастный заслуге, дающий плод в сфере привязанности?
Есть что подаётся, что подносится, что жертвуется, существует плод благих и дурных поступков, есть этот мир, есть мир после смерти, есть мать, есть отец, есть самопроизвольно рождающиеся существа, есть в мире отшельники и брахманы, с надлежащим достижением и надлежащей практикой, которые провозглашают этот мир и следующий, познав его с помощью собственного знания. Таков надлежащий взгляд с наличием влечений, сопричастный заслуге, дающий плод в сфере привязанности.
Каков же, о монахи, надлежащий взгляд, являющийся фактором пути, благородным, надмирским, в котором влечения отсутствуют?
Мудрость, способность мудрости, сила мудрости, фактор постижения "различение явлений", надлежащий взгляд как фактор пути в том, чей ум стал благородным, кто обладает благородным путём и развивает благородный путь: таков, о монахи, надлежащий взгляд, являющийся фактором пути, благородным, надмирским, в котором влечения отсутствуют.
В комментариях нет разбора 10 видов мирского надлежащего взгляда, но есть разбор противоположных ему положений ненадлежащего взгляда в комментарии к ДН 2, в комментарии к МН 41, в подкомментарии к ДН 2. На основании этих материалов можно сделать следующие объяснения:
1-3. Есть что (по)даётся: речь о практике дарения (dāna). Есть что жертвуется: речь о большой раздаче даров, доступной для всех. Есть что подносится: речь о даре гостям. Это означает существование плода поступков, связанных с дарением.
4. существует плод и последствие благих и дурных поступков - речь о благотворных и неблаготворных поступках, которые приносят благо/ благой результат и наоборот. объясняется в АН10.48 и других суттах и называется "взглядом собственности поступка".
5-6. есть этот мир, есть мир после смерти - находящиеся в этом мире существа после смерти попадают в другой мир согласно камме, существа из того мира после смерти попадают в этот мир согласно камме. Полное уничтожение существа в момент смерти отрицается.
7-8. есть мать, есть отец - есть плоды и последствия у надлежащего и ненадлежащего обращения с родителями. И также дары им имеют последствия.
9. есть самопроизвольно рождающиеся существа - есть перерождение. Обычно opapātika означает именно самопроизвольное рождение, без отца и матери, но здесь комментарий говорит о перерождении вообще. Тем самым вновь отвергается полное уничтожение существа в момент смерти.
10. есть отшельники и брахманы, которые благодаря надлежащей практике познают оба мира и провозглашают о них - речь о всеведущих буддах. Отрицается мнение, что постигшему эти вещи человеку следует помалкивать, поскольку из-за полного уничтожения никто никому помочь не может.
В МН141 даётся другое объяснение, заключающееся в знании 4 реальностей для благородных:
И что есть, друзья, надлежащий взгляд?
Это, друзья, знание страдания, знание происхождения страдания, знание прекращения страдания, знание пути, ведущего к прекращению страдания. Это, друзья, называется надлежащим взглядом.
Там же 4 реальности подробно разбираются.
В СН22.51 надлежащим (истинным) взглядом называется понимание непостоянства 5 совокупностей:
В Саваттхи.
"Монахи, монах видит тело только как непостоянное.
Таков его истинный взгляд.
Тот, кто надлежащим образом видит, пресыщается.
От прекращения наслаждения прекращается страсть, от прекращения страсти прекращается наслаждение.
Ум, освобождённый прекращением наслаждения и страсти, зовётся хорошо освобождённым.
Аналогично в отношении остальных 4 совокупностей.
В МН9 говорится, что последователь благородных обладает надлежащим взглядом если он понимает что-то из следующего
- благотворное, неблаготворное и их корни
- питание, происхождение питания, прекращение питания, путь прекращения питания
- страдание, происхождение страдания, прекращение страдания, путь прекращения страдания
- факторы обусловленного возникновения
и
- устраняет предрасположенность к страсти, отвращению, взглядам и самомнению "я есть"
- оставляет неведение
- порождает знание
- достигает прекращения страданий уже в этом мире.
Характеристика и функция
Даётся в Висуддхимагге:
Его характеристикой является надлежащее видение. Его функцией является раскрытие элементов. Он проявляется как уничтожение тьмы неведения.
Роль в Б8П
Из МН117 следует, что надлежащий взгляд предшествует или доминирует во всех факторах пути.
Развитие
- На начальном этапе: исправление взглядов путём изучения наставлений Будды, основанное на принятии прибежища в 3Д (подтверждающие сутты?)
- На продвинутом этапе: практика прозрения
- Оставить комментарий
- 1 просмотр