Надлежащая деятельность

Опубликовано khantibalo от 8 сентября, 2020 - 16:55

Надлежащая деятельность - фактор группы нравственности благородного восьмеричного пути.

В МН117 объясняется две его разновидности: мирская и надмирская:

7. Mahācattārīsakasuttaṃ

Какова же, монахи, надлежащая деятельность?
Надлежащая деятельность, говорю я, двух видов: есть надлежащая деятельность с наличием влечений, сопричастная заслуге, дающее плод в сфере привязанности, и есть, о монахи, надлежащая деятельность, являющаяся фактором пути, благородной, надмирской, в которой влечения отсутствуют.
Какова же, монахи, надлежащая деятельность с наличием влечений, сопричастная заслуге, дающее плод в сфере привязанности?
Отказ от убийства живых существ, отказ от взятия неданного, отказ от ненадлежащего поведения в чувственных удовольствиях: такова, о монахи, надлежащая деятельность с наличием влечений, сопричастная заслуге, дающая плод в сфере привязанности.
Какова же, монахи, надлежащая деятельность, являющаяся фактором пути, благородной, надмирской, в которой влечения отсутствуют.
Отказ от трёх видов дурного телесного поведения, избегание, отказ, воздержание от неё того, чей ум стал благородным, кто обладает благородным путём и развивает благородный путь: такова, о монахи, надлежащая деятельность, являющаяся фактором пути, благородной, надмирской, в которой влечения отсутствуют.
Он прилагает усилие для отказа от ненадлежащей деятельности и для принятия надлежащей деятельности: таково его надлежащее усилие.
Он памятуя отказывается от ненадлежащей деятельности и памятуя входит и пребывает в надлежащей деятельности - таково его надлежащее памятование.
Так эти три качества вращаются вокруг и окружают надлежащую деятельность, а именно: надлежащий взгляд, надлежащее усилие и надлежащее памятование.

Мирской вариант также присутствует во многих других суттах в качестве единственного объяснения и подробно разбирается в АН10.176:

10. Cundasuttaṃ

Здесь, Чунда, некто прекратил уничтожать живое, воздерживается от уничтожения живого. Он сложил посох, сложил оружие, живёт как добросовестный, выказывающий доброту, сопереживающий во благо всех живых существ человек.
Прекратив брать то, что не дано, он воздерживается от взятия того, что не дано.
В лесу или деревне он не присваивает себе воровским способом то, что принадлежит другим и не было дано ему.
Отказавшись от дурного сексуального поведения он воздерживается от дурного сексуального поведения. Он не вступает в сексуальные отношения с теми, кого охраняет отец, охраняет мать, [охраняет отец и мать], охраняет брат, охраняет сестра, охраняет родственник, охраняет Дхамма, с замужними женщинами, с отбывающими наказание, даже с теми, на кого другой мужчина возложил венок из цветов [в знак помолвки].

Точные определения поступков, от которых следует отказаться развивающему этот фактор, даются в комм. к МН9 (конспект).

Разбор 11 видов женщин по комментариям.