Понятие благородного пути
В поздней литературе утверждается, что само достижение вхождения в поток, однократного возвращения, невозвращения и архатства, является отдельным состоянием по отношению к упоминаемым в суттах плодах вхождения в поток и прочих. Эти состояния имеют следующие характеристики:
- Они длятся один момент ума, т.е. очень кратковременные (комм. к АН 4.170)
- Они разрушают оковы (комм. к МН 10) и прекращают пять препятствий (комм. к МН 10)
- Нет задержки между состоянием пути и состоянием плода (Висм. гл. 7)
- Ничто в мире (даже его разрушение) не может помешать возникновению состояния плода после состояния пути (комм. к СН 25.1)
Можно найти вхождения этого понятия не только в комментаторской литературе, но и в книгах канона: Абхидхамме, Патисамбхидамагге и Ниддесе. Искать по ключевому слову sotāpattimagg*.
Применение понятия благородного пути для объяснения некоторых положений в наставлениях Будды
1. Следующий за доверием и следующий за Дхаммой как находящиеся в состоянии пути
В СН 25.1 есть следующий фрагмент:
"Монахи, зрение непостоянно, изменчиво, становится другим. Слух непостоянен, изменчив, становится другим. Обоняние непостоянно, изменчиво, становится другим. Чувство вкуса непостоянно, изменчиво, становится другим. Осязание непостоянно, изменчиво, становится другим. Рассудок непостоянен, изменчив, становится другим.
Тот, кто убеждён в этих учениях и устремляется к ним, зовётся следующим за убеждённостью, вступившим на непреложный путь истинности, вступившим на территорию праведных людей, превзошедшим территорию простолюдинов. Он неспособен совершить такой поступок, из-за совершения которого он мог бы возродиться в аду, чреве животного или мире духов. Невозможно, чтобы по окончании срока жизни он лично не постиг бы плод вхождения в поток.
Тот, кто принял эти учения, обдумав их в достаточной мере с помощью мудрости, называется следующим за Дхаммой, вступившим на непреложный путь истинности, вступившим на территорию праведных людей, превзошедшим территорию простолюдинов. Он неспособен совершить такой поступок, из-за совершения которого он мог бы возродиться в аду, чреве животного или мире духов. Невозможно, чтобы по окончании срока жизни он лично не постиг бы плод вхождения в поток.
Комментарий утверждает, что эти два вида последователей Будды находятся в состоянии пути [вхождения в поток]:
"Вступившим на непреложный путь истинности": вошедшим на благородный путь.
"Невозможно, чтобы по окончании срока жизни": так он объясняет отсутствие препятствий при возникновении [состояния] пути.
Ведь для того, у кого возник путь, нет ничего, что могло бы воспрепятствовать плоду.
Слова сутты о невозможности для них до окончания срока жизни не постичь плод вхождения в поток, рассматриваются как обоснование концепции "задерживающего цикл" из Абхидхаммы:
И какова личность "задерживающая цикл"?
И будь та личность практикующей для личного постижения плода вхождения в поток и в то время наступил конец мирового цикла, когда мир должен быть поглощён огнём, всё же мир не будет поглощён огнём до тех пор, пока та личность не постигнет лично плод вхождения в поток.
Такая личность зовётся "задерживающей цикл".
Все личности, обладающие путём, задерживают цикл.
Два типа последователей и кем они становятся при достижении плода вхождения в поток, описывается в том же разделе Абхидхаммы.
В СН 55.25 неявно упоминаются эти же два вида последователей, при этом говорится, что они не попадают в миры страданий, в отличие от вошедших в поток и выше, которые полностью освободились от них. Комментарий и здесь утверждает, что речь о находящихся в состоянии пути.
Таким образом, если два вида последователей находятся в состоянии пути, то если опираться на отсутствие задержки между путём и плодом, они находятся в этом состоянии лишь миг и тогда следует заключить, что Будда в сутте описывает личностей, существующих 1 момент ума, что сомнительно. Можно предположить, что учение комментария об отсутствии задержки между путём и плодом неверно. Тогда следующий за доверием и следующий за Дхаммой уже достигли вхождения в поток, но ещё не получили плод этого достижения.
2. Путь, возникающий при практике спокойствия и прозрения
В АН 4.170 говорится, что благодаря практике спокойствия и прозрения у практикующего возникает путь:
"Друзья, какой бы монах и какая бы монахиня ни объявляли в моём присутствии о достижении архатства, все они [осуществили это] четырьмя путями или каким-либо из них.
Какими четырьмя?
Здесь, друзья, монах развивает прозрение, которому предшествует спокойствие.
По мере развития прозрения, которому предшествует спокойствие, зарождается путь.
Он практикует этот путь, развивает и совершенствует его.
Комментарий объясняет, что это на самом деле тот самый путь, который является достижением вхождения в поток и прочего и предшествующий плоду. Однако слова сутты "он развивает этот путь" не согласуется с теорией одного момента ума, в течение которого длится состояние пути, поэтому ему приходится выкручиваться:
"он... этот путь": невозможна практика и прочее пути размером в один миг ума, но зародив второй и прочие пути его практикует, развивает и совершенствует.
3. Находящиеся в состоянии пути как входящие в Сообщество тройного прибежища
В Висуддхимагге говорится, что в Сообщество, являющееся третьим объектом прибежища, помимо достигших четырёх плодов, входят индивидуумы, находящиеся в состоянии четырёх путей:
Четыре пары мужчин: если взять попарно - тот, кто пребывает в состоянии первого пути и тот, кто пребывает в состоянии первого плода является одной парой. Вот таким образом получается четыре пары.
Восемь типов личностей: если взять по личностям - пребывающий в состоянии первого пути как один и пребывающий в состоянии первого плода как один - всего получается восемь типов личностей.
В суттах (АН 8.59) на их месте находятся практикующие для личного постижения четырёх плодов.
- Оставить комментарий
- 511 просмотров