Определение
7) Любое безмятежное наблюдение в отношении внутренних явлений является безмятежным наблюдением как фактор постижения. Любое безмятежное наблюдение в отношении внешних явлений является безмятежным наблюдением как фактор постижения.
Свойства и характеристики
Его (безмятежного наблюдения) характеристикой является памятование или равное ведение, его функцией является предотвращение недостатка и избытка или его функцией является ослаблять пристрастность, она проявляется как нейтральность.
Как возникает и достигает полного совершенства
В МН 118 и СН 46.3 говорится, что этот фактор появляется благодаря предыдущему фактору - собранности ума.
8. Ānāpānassatisuttaṃ(7) Он пристально с безмятежностью наблюдает собранный таким образом ум.
И когда он пристально с безмятежностью наблюдает собранный таким образом ум, у него возникает "безмятежное наблюдение" как фактор Постижения. Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.
И также он возникает и достигает полного совершенства благодаря должному питанию:
И что служит пищей для возникновения ещё невозникшего безмятежного наблюдения как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего безмятежного наблюдения?
Есть умственные качества, которые выступают в качестве основы безмятежного наблюдения как фактора Постижения.
Часто уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего безмятежного наблюдения как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего безмятежного наблюдения как фактора Постижения.
Недостатком питания этого фактора постижения является не уделение внимания этим умственным качествам.
Комментарий к МН 10 объясняет что же это за умственные качества:
Здесь умственными качествами, которые выступают в качестве основы безмятежного наблюдения, является только безмятежное наблюдение.
Комментарий к МН 10 даёт дополнительные практики для развития этого фактора:
Пять вещей ведут к возникновению безмятежного наблюдения как фактора постижения: беспристрастное отношение к существам, избегание людей, эгоистичных в отношении живых существ и неживых предметов, держаться людей беспристрастных в отношении живых существ и предметов, склонность к развитию этого фактора.
Беспристрастное отношение к существам порождается двумя способами. "Ты (я) родился здесь из-за своих поступков (в прошлом) и уйду в другой мир согласно своим поступкам, он тоже родился здесь из-за своих поступков в прошлом и уйдёт в другой мир согласно своим поступкам. К чему тогда ты привязался?" - это способ размышления о владельцах своих поступков. "В истинном смысле нет никакого живого существа. К чему тогда ты привязался?" - это способ размышления об отсутствии существа (в истинном смысле).
Беспристрастное отношение к неживым вещам порождается двумя способами. "Это монашеское одеяние со временем потускнеет, постареет, станет тряпкой для вытирания ног и после этого сгодится лишь на то, чтобы взять его на палку и вышвырнуть. Воистину, если бы у него был хозяин, он не позволил бы ему прийти в такое запустение" - таково размышление об отсутствии собственности. "Долго оно не продержит, невелик его срок" - таково размышление о его временности.
Эти два размышления аналогичным образом применимы к сосуду для подаяния и другим вещам.
Эгоистичные в отношении существ люди - это миряне, которые дорожат своими дочерями, сыновьями и прочими, а также те ушедшие в бездомную жизнь, которые дорожат своими местными учениками, наставниками и прочими. Если этот эгоистичный человек - монах, он для любимых делает своими руками такие вещи как стрижка, шитьё, мытьё одежд, окраска одежд, лакировка сосудов и прочее. Если на короткое время они не могут увидеться с любимыми, они начинают искать тут и там как испуганный олень и спрашивают "где саманера такой-то? Где молодой монах такой-то?". Если таких эгоистичных людей попросили послать саманеру или молодого монаха на какое-то дело, такое как стрижка и т.п., они не посылают этого саманеру или монаха на основании, что его не заставляют делать даже свою работу и что если его заставят делать чужую работу, он устанет".
Он называется эгоистичным к существам.
Эгоистичным в отношении вещей называется человек, который сильно дорожит одеждами, сосудами для подаяния, горшочками, посохами, палками и прочим и не даёт другим даже прикоснуться к ним. Когда его просят дать вещь на время, он отвечает: "Даже я сам не использую это, как я могу дать её?".
Он называется эгоистичным к вещам.
Тот, кто беспристрастен и нейтрален к тому и другому (живым существам и неживым вещам)
является человеком, беспристрастным к существам и вещам.
Поэтому в деле развития безмятежного наблюдения следует избегать людей, эгоистичных к существам и вещам и держаться людей, беспристрастных к существам и вещам. Склонность к безмятежному наблюдению - это свойство ума склоняться, уклоняться и устремляться к безмятежному наблюдению сидя, стоя и в прочих положениях тела.
- Оставить комментарий
- 117 просмотров