Безмятежное наблюдение

Опубликовано khantibalo от 17 марта, 2021 - 19:06

Определение

2. Pariyāyasuttaṃ

7) Любое безмятежное наблюдение в отношении внутренних явлений является безмятежным наблюдением как фактор постижения. Любое безмятежное наблюдение в отношении внешних явлений является безмятежным наблюдением как фактор постижения.

Свойства и характеристики

Bhāvanāpahātabbaāsavavaṇṇanā

Его (безмятежного наблюдения) характеристикой является памятование или равное ведение, его функцией является предотвращение недостатка и избытка или его функцией является ослаблять пристрастность, она проявляется как нейтральность.

Питание и лишение питания

1. Āhārasuttaṃ

И что служит пищей для возникновения ещё невозникшего безмятежного наблюдения как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего безмятежного наблюдения?
Есть умственные качества, которые выступают в качестве основы безмятежного наблюдения как фактора Постижения.
Часто уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего безмятежного наблюдения как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего безмятежного наблюдения как фактора Постижения.

Недостатком питания этого фактора постижения является не уделение внимания этим умственным качествам.

Комментарий к МН 10 объясняет что же это за умственные качества:

Bojjhaṅgapabbavaṇṇanā

Здесь умственными качествами, которые выступают в качестве основы безмятежного наблюдения, является только безмятежное наблюдение.

Комментарий к МН 10 даёт дополнительные практики для развития этого фактора:

Bojjhaṅgapabbavaṇṇanā

Пять вещей ведут к возникновению безмятежного наблюдения как фактора постижения: беспристрастное отношение к существам, избегание людей, эгоистичных в отношении живых существ и неживых предметов, держаться людей беспристрастных в отношении живых существ и предметов, склонность к развитию этого фактора.
Беспристрастное отношение к существам порождается двумя способами. "Ты (я) родился здесь из-за своих поступков (в прошлом) и уйду в другой мир согласно своим поступкам, он тоже родился здесь из-за своих поступков в прошлом и уйдёт в другой мир согласно своим поступкам. К чему тогда ты привязался?" - это способ размышления о владельцах своих поступков. "В истинном смысле нет никакого живого существа. К чему тогда ты привязался?" - это способ размышления об отсутствии существа (в истинном смысле).
Беспристрастное отношение к неживым вещам порождается двумя способами. "Это монашеское одеяние со временем потускнеет, постареет, станет тряпкой для вытирания ног и после этого сгодится лишь на то, чтобы взять его на палку и вышвырнуть. Воистину, если бы у неё был хозяин, он не позволил бы ей прийти в такое запустение" - таково размышление об отсутствии собственности. "Долго она не продержит, невелик её срок" - таково размышление о её временности.
Эти два размышления аналогичным образом применимы к сосуду для подаяния и другим вещам.
Эгоистичные в отношении существ люди - это миряне, которые дорожат своими дочерями, сыновьями и прочими, а также те оставившие мирскую жизнь, которые дорожат своими местными учениками, наставниками и прочими. Если этот эгоистичный человек - монах, он для любимых делает своими руками такие вещи как стрижка, шитьё, мытьё одежд, окраска одежд, лакировка сосудов и прочее. Если на короткое время они не могут увидеться с любимыми, они начинают искать тут и там как испуганный олень и спрашивают "где саманера такой-то? Где молодой монах такой-то?". Если таких эгоистичных людей попросили послать саманеру или молодого монаха на какое-то дело, такое как стрижка и т.п., они не посылают этого саманеру или монаха на основании, что его не заставляют делать даже свою работу и что если его заставят делать чужую работу, он устанет".
Он называется эгоистичным к существам.
Эгоистичным в отношении вещей называется человек, который сильно дорожит одеждами, сосудами для подаяния, горшочками, посохами, палками и прочим и не даёт другим даже прикоснуться к ним. Когда его просят дать вещь на время, он отвечает: "Даже я сам не использую это, как я могу дать её?".
Он называется эгоистичным к вещам.
Тот, кто беспристрастен и нейтрален к тому и другому (живым существам и неживым вещам)
является человеком, беспристрастным к существам и вещам.
Поэтому в деле развития безмятежного наблюдения следует избегать людей, эгоистичных к существам и вещам и держаться людей, беспристрастных к существам и вещам. Склонность к безмятежному наблюдению - это свойство ума склоняться, уклоняться и устремляться к безмятежному наблюдению сидя, стоя и в прочих положениях тела.