Памятование

Опубликовано khantibalo от

Определение понятия

7. Paṭhamanāthasuttaṃ

Кроме того, монахи, монах является памятующим, обладает высшим памятованием и рассудительностью, помнит и вспоминает давно сделанное и давно сказанное.

Также есть определение через установление памятования:

5. Satisuttaṃ

И как же монах памятующ?
Здесь монах пребывает, отслеживая тело как тело пылко, осознанно и с памятованием, устранив в этом мире алчность и огорчение; он пребывает, отслеживая ощущения как ощущения... отслеживая ум как ум... отслеживая явления как явления, пылко, осознанно и с памятованием, устранив в этом мире алчность и огорчение.

Свойства и характеристики

В "вопросах Милинды" свойством памятования названо упоминание и удерживание:

13. Satilakkhaṇapañho

– Каким образом, почтенный, свойство памятования – упоминать166?
– Когда возникает памятование, государь, оно упоминает все явления (способы поведения): благотворные и неблаготворные, заслуживающие осуждения и не заслуживающие осуждения, низкие и возвышенные, темные и светлые, противоположные друг другу: вот четыре способа установления памятования, вот четыре надлежащих усилия, вот четыре основы сверхсил (могущества), вот пять духовных способностей, вот пять сил, вот семь факторов постижения, вот благородный восьмеричный путь, вот спокойствие, вот прозрение, вот знание, вот освобождение.
Тогда практикующий следует явлениям (способам поведения), которым должно следовать, не следует явлениям (способам поведения), которым не должно следовать,
прилежит к явлениям (способам поведения), к которым должно прилежать, не прилежит к явлениям (способам поведения), к которым не должно прилежать.
Вот так, государь, свойство памятования – упоминать.

13. Satilakkhaṇapañho

– Каким образом, почтенный, свойство памятования – удерживать?
– Когда возникает памятование, государь, оно следит за ходом полезных и вредных способов поведения: вот полезные способы поведения, вот вредные способы поведения,
вот пригодные способы поведения, вот непригодные способы поведения.
Тогда практикующий вредные способы поведения гонит, полезные способы поведения удерживает,
непригодные способы поведения гонит, пригодные способы поведения удерживает.
Вот так, государь, свойство памятования – удерживать.

Эти объяснения дост. Нагасена сопровождает красочными метафорами.

В комментарии к МН 2 даётся характеристика и функция:

Bhāvanāpahātabbaāsavavaṇṇanā

Его функцией является упоминание.
Его характеристика была объяснена старшим монахом (Нагасеной) через функцию.
Либо ей функцией является отсутствие спутанности.
Оно проявляется как имеющее характеристику устремлять к пастбищу (подкомм: к предмету медитации).

Памятование как фактор постижения

Данный фактор возникает при практике четырёх способов установления памятования благодаря отслеживанию одной из опор, пример для тела:

8. Ānāpānassatisuttaṃ

(1) Когда бы монах ни отслеживал тело как тело, пылко, осознанно и с памятованием, устранив в этом мире алчность и огорчение, то у него устанавливается непрерывное памятование.
Когда у монаха установлено непрерывное памятование, то возникает "памятование" как фактор Постижения.

Или путём воспоминания и обдумывания Дхаммы, которую монах услышал от других хороших монахов:

3. Sīlasuttaṃ

Потому что, услышав Дхамму от таких монахов некто пребывает в двух видах уединения - уединение тела и уединение ума.
Пребывая таким образом в уединении он вспоминает и обдумывает эту Дхамму.
Когда, пребывая таким образом в уединении, монах вспоминает и обдумывает эту Дхамму, то у него возникает памятование как фактор постижения. Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.

Памятование может быть направлено на внутренние и внешние предметы:

2. Pariyāyasuttaṃ

1) Любое памятование по отношению к внутренним явлениям является памятованием как фактор постижения. Любое памятование по отношению к внешним явлениям также является памятованием как фактор постижения.

Питание и лишение питания фактора постижения

1. Āhārasuttaṃ

А что служит пищей для возникновения ещё невозникшего памятования как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего памятования как фактора Постижения?
Есть умственные качества, которые выступают в качестве основы памятования как фактора Постижения.
Часто уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего памятования как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего памятования как фактора Постижения.

Недостатком питания этого фактора постижения является не уделение внимания этим умственным качествам.

Комментарий к МН 10 объясняет что же это за умственное качество

Bojjhaṅgapabbavaṇṇanā

Только памятование является умственным качеством, выступающим в качестве основы памятования как фактора постижения.
Основательное внимание имеет описанную выше характеристику и когда основательное внимание обильно возникает в отношении того, что обуславливает памятование как фактор постижения, возникает памятование как фактор постижения.

Там же даётся ещё несколько способов зародить этот фактор постижения

Bojjhaṅgapabbavaṇṇanā

Кроме того, четыре вещи ведут к возникновению памятования как фактора постижения: памятование и осознание, избегание забывчивых людей, держаться людей, чьё памятование установлено (и готово к применению), склонность к памятованию.
[Объяснение]: памятование возникает путём памятования с осознанием в семи положениях, начинающихся с "хождения вперёд". Памятование возникает путём избегания людей, кто забывчив как вороны, слетающиеся к брошенной еде. Также оно устанавливается если практикующий держится людей, чьё памятование установлено, такие как монах Тиссадатта и монах Абхая, а также путём состояния ума, склоняющегося к порождению памятования во всех положениях тела, во всех видах телесной деятельности.