Различение явлений

Опубликовано khantibalo от 2 октября, 2020 - 12:18

Определение

Вместо "различение" здесь также возможен вариант "исследование", "анализ", "разбор" (как переводит АП). ББ переводит discrimination.

В МН118 это понятие определяется как различение (исследование) умственного качества памятования с помощью мудрости:

8. Ānāpānassatisuttaṃ

Когда, пребывая таким образом в памятовании, он с помощью мудрости различает, изучает, производит исследование этого явления, то возникает "различение явлений" как фактор Постижения. Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.

В СН 46.52 говорится, что это различение с помощью мудрости внутренних и внешних явлений:

2. Pariyāyasuttaṃ

2) Когда кто-либо с помощью мудрости различает внутренние явления, изучает их, исследует их, то это является различением явлений как фактор постижения. Когда кто-либо с помощью мудрости различает внешние явления, изучает их, исследует их, то это также является различением явлений как фактор постижения.

В комментарии к МН 2 (см. ниже) говорится, что оно направлено на факторы 4 реальностей для благородных

ББ пишет, что здесь речь об исследовании психических и физических явлений, которые попадают в поле зрения ума с помощью памятования.

По совокупности этих объяснения целесообразно использовать перевод "различение явлений" с особым акцентом на способы поведения.

Свойства и характеристики

Bhāvanāpahātabbaāsavavaṇṇanā

Но во втором и прочих факторах различение явлений называется так, потому что оно различает факторы четырёх реальностей [для благородных].
Характеристикой его является различение, его функцией является подсвечивание, оно проявляется как отсутствие заблуждений.

Питание и лишение питания

В СН 46.51 говорится, что пищей для этого фактора постижения, является основательное внимание к явлениям, которые могут быть благотворными и неблаготворными, что указывает на способы поведения (телом, речью и умом):

1. Āhārasuttaṃ

И что служит пищей для возникновения ещё невозникшего различения явлений как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего различения явлений?
Есть явления - благотворные и неблаготворные, порицаемые и безупречные, низменные и возвышенные, тёмные и светлые, противоположные друг другу.
Часто уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего различения явлений как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего различения явлений.

Недостатком питания этого фактора постижения является не уделение внимания этим умственным качествам.

Комментарий к МН 10 даёт дополнительные практики для развития этого фактора и там спектр очень широкий:

Bojjhaṅgapabbavaṇṇanā

К возникновению различения явлений как фактора постижения ведут шесть вещей: задавание вопросов, работа по очищению вещей, обеспечение равномерности духовных способностей, избегание глупых людей, держаться мудрых людей, размышление о глубокой разнице трудно заметных процессов, склонность к развитию различения явлений как фактора постижения.

1. Очищение вещей

Bojjhaṅgapabbavaṇṇanā

"Очищение вещей" - поддержание в чистоте внутренних и внешних вещей.
Когда слишком отросли волосы головы, волосы тела или ногти, когда тело загрязнено потом и избытком телесных жидкостей, тогда внутренняя вещь нечистая, неочищенная.
Когда одеяния изношены, грязные и вонючие, и когда жилище грязное, тогда внешняя вещь нечистая, неочищенная.
Поэтому путём бритья, стрижки волос, стрижки ногтей, использования рвотного и слабительного, делающе тело лёгким, путём мытья, купания и совершения других необходимых дел, внутреннюю вещь следует своевременно поддерживать в чистоте.
Путём штопки, мытья и окрашивания одеяний, смазывания пола жилища глиной и подобным, чтобы смягчить и очистить его, а также совершения других необходимых для поддержания чистоты в жилище дел следует поддерживать чистоту внешних вещей.
При этих нечистых внутренних и внешних вещах знание, возникшее в уме и умственных факторах, является нечистым, подобно свету, исходящему от вершины пламени светильника с загрязнёнными частями.
Но с чистыми внутренними и внешними вещами знание, возникшее в уме и умственных факторах, является чистым, подобно свету, исходящему от вершины пламени светильника с очищенными частями.

2. Обеспечение равномерности пяти духовных способностей

Bojjhaṅgapabbavaṇṇanā

Обеспечение равномерности пяти духовных способностей является выравниванием способностей (убеждённости, усердия, памятования, собранности ума и мудрости).
Когда убеждённость становится чрезмерно сильной, остальные затормаживаются.
Тогда усердие становится неспособно прилагать усилие, памятование неспособно выполнять удержание [на объекте], собранность ума неспособна не рассеиваться, мудрость не способна видеть.
Поэтому слишком большую силу убеждённости следует уменьшить с помощью размышления о природе явлений (убеждённости) или путём не направления внимания на то, благодаря чему убеждённость становится чрезмерной.
История монаха Ваккали является этому примером.
Однако если способность усердия становится чрезмерно сильной, то как способность убеждённости окажется неспособна порождать убеждённость в объекте в подходящем виде, так и другие способности не смогут исполнять свои функции.
Поэтому в данном случае следует уменьшить силу усердия путём развития факторов постижения расслабления и прочих (собранности ума и безмятежного наблюдения).
История монаха Соны является этому примером.
Так следует понимать неспособность остальных способностей нормально функционировать когда одна из них чрезмерно сильна.
Здесь мудрые особенно хвалят выравнивание убеждённости и мудрости, а также собранности ума и усердия.
Тот, кто очень силён в убеждённости и слаб в мудрости, становится тем, кто верит безосновательно, верит в недостойных.
Тот, в ком очень сильная мудрость и слабая убеждённость путается со сторонниками лицемеров.
Он подобен возникшей от лекарства болезни, которую невозможно вылечить.
Выйдя за рамки разумного с мыслью, что благотворное действие совершается одним намерением, не совершив дарения и других подобных благих дел он рождается в аду.
При равномерности обоих способностей человек испытывает убеждённость только к достойным.
Поскольку собранность склоняет к лени, когда собранность сильна, а усердия недостаточно, лень завладевает [умом].
Поскольку усердие склоняет к неугомонности, когда усердие сильно, а собранности недостаточно, неугомонность завладевает [умом].
Когда собранность сочетается с усердием, впадание в лень не произойдёт.
Когда усердие сочетается с собранностью, впадание в неугомонность не произойдёт.
Поэтому нужно поддерживать их баланс.
Когда эти пары поддерживаются в балансе достигается полная поглощённость.
И также у практикующего собранность (успокоение) ума бывает сильная убеждённость.
Путём убеждённости и фиксации [ума на объекте] он достигнет полной поглощённости.
Что касается собранности ума и мудрости - у практикующего собранность (успокоение) ума бывает сильная однонаправленность ума, с помощью её он достигает полной поглощённости.
У практикующих путь прозрения действует сильная мудрость, если она есть, он достигает постижения характеристик.
Путём выравнивания того и другого (собранности и мудрости) достигается поглощённость.
Сильное памятование действует у всех.
Памятование защищает ум от падения в неугомонность от убеждённости, усердия и мудрости, и от падения в лень от собранности ума.
Это подобно соли во всех соусах, подобно министру по всех вопросам, требующемуся во всех королевских делах.
Поэтому сказано "Так было сказано Благословенным: памятование же полезно везде".
Почему?
Памятование является помощником ума, потому что оно проявляется лишь как защита, без памятования нет подгоняния или сдерживания ума.

История монаха Соны - АН 6.55.

3-6. Прочее

Bojjhaṅgapabbavaṇṇanā

Избегание глупых людей означает держаться подальше от глупых людей, не причастных к знанию совокупностей и прочего.
Держаться мудрых людей означает держаться людей, обладающих знанием возникновения и исчезновения путём схватывания всех 50 характеристик.
Размышление о глубокой разнице трудно заметных процессов в совокупностях и т.п. является аналитическим размышлением согласно мудрому пониманию движения трудно заметных совокупностей и прочего.
Склоняться к различению явлений как фактору постижения - это умственное состояние, склоняющееся, уклоняющееся и устремляющееся с целью зародить этот фактор постижения стоя, сидя и в остальных положениях тела.