Различение явлений

Опубликовано khantibalo от

Определение

Вместо "различение" здесь также возможен вариант "исследование", "анализ", "разбор" (как переводит АП). ББ переводит discrimination.

В текстах даётся несколько вариантов понимания о каких явлениях речь и в чём состоит их различение или исследование.

1. Различение способов поведения

В СН 46.51 перечень явлений следующий:

1. Āhārasuttaṃ

Есть явления - благотворные и неблаготворные, порицаемые и безупречные, низменные и возвышенные, тёмные и светлые, противоположные друг другу.

В вопросах Милинды говорится, что благодаря памятованию практикующий следует или не следует им, из чего следует понимание их как способов поведения:

13. Satilakkhaṇapañho

Тогда практикующий следует явлениям (способам поведения), которым должно следовать, не следует явлениям (способам поведения), которым не должно следовать,
прилежит к явлениям (способам поведения), к которым должно прилежать, не прилежит к явлениям (способам поведения), к которым не должно прилежать.
2. Исследование явления, на которое направлено памятование

В МН118 это понятие определяется как различение-исследование какого-то явления с помощью мудрости:

8. Ānāpānassatisuttaṃ

Когда, пребывая таким образом в памятовании, он с помощью мудрости различает, изучает, производит исследование этого явления, то возникает "различение явлений" как фактор Постижения. Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.

Говорится "этого явления", что может указывать на памятование (а это странно), либо на то явление, на которое направлено памятование, здесь это само дыхание. Комментарий к МН 118 не даёт объяснения этого места.

3. Исследование Дхаммы Будды

В то же время на основании СН 46.3 можно заключить, что под dhammavicaya может пониматься изучение и исследование Дхаммы Будды, которая была услышана от хороших монахов:

3. Sīlasuttaṃ

Пребывая таким образом в уединении он вспоминает и обдумывает эту Дхамму.

3. Sīlasuttaṃ

Пребывая таким образом в памятовании, он с помощью мудрости различает, изучает, производит исследование этой Дхаммы.
Когда, пребывая таким образом в памятовании, он с помощью мудрости различает, изучает, производит исследование этой Дхаммы, то возникает "различение явлений" как фактор постижения. Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.
4. Исследование внутренних и внешних явлений

В СН 46.52 говорится, что это различение (исследование) с помощью мудрости внутренних и внешних явлений:

2. Pariyāyasuttaṃ

2) Когда кто-либо с помощью мудрости различает внутренние явления, изучает их, исследует их, то это является различением явлений как фактор постижения. Когда кто-либо с помощью мудрости различает внешние явления, изучает их, исследует их, то это также является различением явлений как фактор постижения.
5. Исследование факторов 4 реальностей для благородных

В комментарии к МН 2 (см. ниже) говорится, что оно направлено на факторы 4 реальностей для благородных

6. Исследование с помощью мудрости давно сделанного и сказаного

В Абхидхамме памятование как фактор постижения определяется с помощью определения из сутт как вспоминание давно сказанного и сделанного, различение явлений аналогично суттам:

1. Suttantabhājanīyaṃ

Что здесь памятование как фактор постижения?
Здесь монах является памятующим, обладает высшим памятованием и рассудительностью, помнит и вспоминает давно сделанное и давно сказанное - это называется памятованием как фактор постижения.
Пребывая таким образом в памятовании, он с помощью мудрости различает, изучает, производит исследование этого явления - это называется "различение явлений" как фактор постижения.

Комментарий пытается дать объяснение того, какое явление исследуется и что тогда вообще представляет собой различение явлений:

1. Suttantabhājanīyavaṇṇanā

"Пребывая таким образом в памятовании" - этим методом благодаря возникшему памятованию став памятующим пребывает.
"Это явление" - ту вещь, которая, как было сказано выше, была давно сделана, давно сказана.
"С помощью мудрости различает" - различает как непостоянное, мучительное, безличное.
"Изучает" - изучает, так заставляя работать мудрость: "непостоянное, мучительное, безличное".
"Производит исследование": производит осмотр и розыск.
"Это называется": это таким образом объяснённое порожденное факторами постижения знание прозрения называется различением явлений как фактор постижения.

ББ пишет, что здесь речь об исследовании психических и физических явлений, которые попадают в поле зрения ума с помощью памятования.

По совокупности этих объяснений целесообразно использовать перевод "различение явлений" с особым акцентом на способы поведения.

Свойства и характеристики

Даются в комментарии к МН 2:

Bhāvanāpahātabbaāsavavaṇṇanā

Но во втором и прочих факторах различение явлений называется так, потому что оно различает факторы четырёх реальностей [для благородных].
Характеристикой его является различение, его функцией является подсвечивание, оно проявляется как отсутствие заблуждений.

Питание и лишение питания

В СН 46.51 говорится, что пищей для этого фактора постижения, является основательное внимание к явлениям, которые могут быть благотворными и неблаготворными, что указывает на способы поведения (телом, речью и умом):

1. Āhārasuttaṃ

И что служит пищей для возникновения ещё невозникшего различения явлений как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего различения явлений?
Есть явления - благотворные и неблаготворные, порицаемые и безупречные, низменные и возвышенные, тёмные и светлые, противоположные друг другу.
Часто уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего различения явлений как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего различения явлений.

Недостатком питания этого фактора постижения является не уделение внимания этим явлениям.

Комментарий к МН 10 даёт дополнительные практики для развития этого фактора и там спектр очень широкий:

Bojjhaṅgapabbavaṇṇanā

К возникновению различения явлений как фактора постижения ведут шесть вещей: задавание вопросов, работа по очищению вещей, обеспечение равномерности духовных способностей, избегание глупых людей, держаться мудрых людей, размышление о глубокой разнице трудно заметных процессов, склонность к развитию различения явлений как фактора постижения.

1. Очищение вещей

Bojjhaṅgapabbavaṇṇanā

"Очищение вещей" - поддержание в чистоте внутренних и внешних вещей.
Когда слишком отросли волосы головы, волосы тела или ногти, когда тело загрязнено потом и избытком телесных жидкостей, тогда внутренняя вещь нечистая, неочищенная.
Когда одеяния изношены, грязные и вонючие, и когда жилище грязное, тогда внешняя вещь нечистая, неочищенная.
Поэтому путём бритья, стрижки волос, стрижки ногтей, использования рвотного и слабительного, делающе тело лёгким, путём мытья, купания и совершения других необходимых дел, внутреннюю вещь следует своевременно поддерживать в чистоте.
Путём штопки, мытья и окрашивания одеяний, смазывания пола жилища глиной и подобным, чтобы смягчить и очистить его, а также совершения других необходимых для поддержания чистоты в жилище дел следует поддерживать чистоту внешних вещей.
При этих нечистых внутренних и внешних вещах знание, возникшее в уме и умственных факторах, является нечистым, подобно свету, исходящему от вершины пламени светильника с загрязнёнными частями.
Но с чистыми внутренними и внешними вещами знание, возникшее в уме и умственных факторах, является чистым, подобно свету, исходящему от вершины пламени светильника с очищенными частями.

2. Обеспечение равномерности пяти духовных способностей

Bojjhaṅgapabbavaṇṇanā

Обеспечение равномерности пяти духовных способностей является выравниванием способностей (доверия, усердия, памятования, собранности ума и мудрости).
Когда доверие становится чрезмерно сильным, остальные затормаживаются.
Тогда усердие становится неспособно прилагать усилие, памятование неспособно выполнять удержание [на объекте], собранность ума неспособна не рассеиваться, мудрость не способна видеть.
Поэтому слишком большую силу доверия следует уменьшить с помощью размышления о природе явлений (доверия) или путём не направления внимания на то, благодаря чему доверие становится чрезмерным.
История монаха Ваккали является этому примером.
Однако если способность усердия становится чрезмерно сильной, то как способность доверия окажется неспособна порождать доверие объекту в подходящем виде, так и другие способности не смогут исполнять свои функции.
Поэтому в данном случае следует уменьшить силу усердия путём развития факторов постижения расслабления и прочих (собранности ума и безмятежного наблюдения).
История монаха Соны является этому примером.
Так следует понимать неспособность остальных способностей нормально функционировать когда одна из них чрезмерно сильна.
Здесь мудрые особенно хвалят выравнивание доверия и мудрости, а также собранности ума и усердия.
Тот, кто очень силён в доверии и слаб в мудрости, становится тем, кто доверяет безосновательно, доверяет недостойным.
Тот, в ком очень сильная мудрость и слабое доверие путается со сторонниками лицемеров.
Он подобен возникшей от лекарства болезни, которую невозможно вылечить.
Выйдя за рамки разумного с мыслью, что благотворное действие совершается одним намерением, не совершив дарения и других подобных благих дел он рождается в аду.
При равномерности обоих способностей человек испытывает доверие только к достойным.
Поскольку собранность склоняет к лени, когда собранность сильна, а усердия недостаточно, лень завладевает [умом].
Поскольку усердие склоняет к неугомонности, когда усердие сильно, а собранности недостаточно, неугомонность завладевает [умом].
Когда собранность сочетается с усердием, впадание в лень не произойдёт.
Когда усердие сочетается с собранностью, впадание в неугомонность не произойдёт.
Поэтому нужно поддерживать их баланс.
Когда эти пары поддерживаются в балансе достигается полная поглощённость.
И также у практикующего собранность (успокоение) ума бывает сильное доверие.
Путём доверия и фиксации [ума на объекте] он достигнет полной поглощённости.
Что касается собранности ума и мудрости - у практикующего собранность (успокоение) ума бывает сильная однонаправленность ума, с помощью её он достигает полной поглощённости.
У практикующих путь прозрения действует сильная мудрость, если она есть, он достигает постижения характеристик.
Путём выравнивания того и другого (собранности и мудрости) достигается поглощённость.
Сильное памятование действует у всех.
Памятование защищает ум от падения в неугомонность от доверия, усердия и мудрости, и от падения в лень от собранности ума.
Это подобно соли во всех соусах, подобно министру по всем вопросам, требующемуся во всех королевских делах.
Поэтому сказано "Так было сказано Благословенным: памятование же полезно везде".
Почему?
Памятование является помощником ума, потому что оно проявляется лишь как защита, без памятования нет подгоняния или сдерживания ума.

История монаха Ваккали - комм. к Дхп 381 и также СН 22.87

История монаха Соны - АН 6.55.

3-6. Прочее

Bojjhaṅgapabbavaṇṇanā

Избегание глупых людей означает держаться подальше от глупых людей, не причастных к знанию совокупностей и прочего.
Держаться мудрых людей означает держаться людей, обладающих знанием возникновения и исчезновения путём схватывания всех 50 характеристик.
Размышление о глубокой разнице трудно заметных процессов в совокупностях и т.п. является аналитическим размышлением согласно мудрому пониманию движения трудно заметных совокупностей и прочего.
Склоняться к различению явлений как фактору постижения - это умственное состояние, склоняющееся, уклоняющееся и устремляющееся с целью зародить этот фактор постижения стоя, сидя и в остальных положениях тела.