Восторг

Опубликовано khantibalo от

Восторг

2. Pariyāyasuttaṃ

4) Любой восторг, сопровождаемый помыслом и оценкой является восторгом как фактор постижения. Любой восторг без помысла и оценки также является восторгом как фактор постижения[3].

Свойства и характеристики

Bhāvanāpahātabbaāsavavaṇṇanā

Его (восторга) характеристикой является распространение или восторженность, его функцией является радование ума, он проявляется как его приподнятое состояние.

Как возникает и достигает полного совершенства

8. Ānāpānassatisuttaṃ
(4) В том, у кого проявилось усердие, возникает неземной восторг.
Когда в том, у кого проявилось усердие, возникает неземной восторг, то возникает "восторг" как фактор Постижения. Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.

И также он возникает и достигает полного совершенства благодаря должному питанию:

1. Āhārasuttaṃ

И что служит пищей для возникновения ещё невозникшего восторга как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего восторга?
Есть умственные качества, которые выступают в качестве основы для восторга как фактора Постижения.
Часто уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего восторга как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего восторга.

Недостатком питания этого фактора постижения является не уделение внимания этим умственным качествам.

Комментарий к МН 10 объясняет что же это за умственные качества:

Bojjhaṅgapabbavaṇṇanā

Здесь умственные качества, выступающие в качестве основы для восторга как факторы постижения - это только восторг, порождающее его внимание называется основательным вниманием.

Комментарий к МН 10 даёт дополнительные практики для развития этого фактора

Bojjhaṅgapabbavaṇṇanā

И также к возникновению восторга как фактора постижения ведут 11 вещей: воспоминание о Будде, воспоминание о Дхамме, воспоминание о Сангхе, воспоминание о нравственности, воспоминание о щедрости, воспоминание о божествах, воспоминание о покое, избегание дурных людей, держаться хороших людей, размышление о наставлениях, вселяющих приверженность, склонность к восторгу.
При воспоминании о качествах Будды уже в сосредоточении доступа всё тело заполняется [восторгом] - так возникает восторг как фактор постижения.
И также при воспоминании о качествах Дхаммы и Сангхи. У того, кто того, кто длительное время тщательно соблюдал принципы четырёхчастной нравственности при размышлении о ней, когда мирянин размышляет о своей нравственности в виде соблюдения пяти и 10 (8?) правил, когда [монах] размышляет о щедрости и вспоминает дар превосходной еды друзьям в монашеской жизни во времена голода и подобного, когда мирянин вспоминает свою щедрость в раздаче подаяния нравственным людям, когда человек размышляет об обладании качествами, благодаря которым существа достигают уровня божеств, когда человек размышляет о покое следующим образом: "Загрязнения, подавленные высокими достижениями не возникают 60 или 70 лет" - возникает восторг. Избегание дурных людей означает держаться подальше от грубых людей, которые подобны грязи на спине мула, которые демонстрируют грубость отсутствием почтения из-за недостатка приверженности Будде и остальным, из-за не выражения почтения памятникам или старшим. Хорошие люди - это те, кто имеют большую приверженность Будде и прочим и умственную мягкость. Наставления, объясняющие качества Трёх Драгоценностей и вселяющие приверженность им - это наставления, вселяющие приверженность. Склонность к восторгу - это свойство ума склоняться, уклоняться и устремляться к восторгу сидя, стоя и в прочих положениях тела.